0
2508
Газета Проза, периодика Интернет-версия

26.12.2013 00:01:00

Обещание и скорость

Тэги: евсеев, пламенеющий воздух


евсеев, пламенеющий воздух

Борис Евсеев. Пламенеющий воздух. 
– М.: Время, 2013. – 416 с.

Роман Бориса Евсеева, лауреата Горьковской премии и премии имени Бунина, а также финалиста «Большой книги», «Русского Букера» и «Ясной Поляны», столь увлекателен, что впору ставить себя на место героев. Книга написана с юмором и иронией, витальность повествования подчеркивают персонажи – живые, энергичные, с яркими по-гоголевски комичными именами вроде Савва Лукич Куроцап, Рогволд Кобылятьев или Селим Симсимыч. Сам писатель определяет жанр романа как «плутовской». Читателя-интеллектуала безусловно привлечет историческая линия романа, а также его современность: среди персонажей первые лица государства, экономики, культуры. И, как можно ожидать, Евсеев не чужд философичности – он выводит в своей книге разные социально-мировоззренческие типы, в числе которых, например, священники и модернисты-ученые.

Собственно, между меценатами-учеными, изгнавшими из себя Бога, и учеными «неграми» и происходит конфликт. Последние убеждены, что в них существует главная эфирная сущность: однажды соприкоснувшись с ней, ты уже не успокоишься, пока не умрешь, не сойдешь с ума или не станешь обретать ее хотя бы на время. Роман Бориса Евсеева «Пламенеющий воздух» – это одновременно пародия, гротеск и психологическая драма, посвященная загадке эфирного ветра, представления о котором сохранились в учебниках физики XIX века. Концепция эфирного ветра, эфирного тела и перехода обосновывает существование не души, а именно тела в инобытии. В романе группа ученых с помощью новейших экспериментов пытается вернуться к разгадке этой сущности материального мира.

Главный герой романа Рома, которого автор относит к «поколению жесть», в одной из своих ипостасей – блоггер, который, впрочем, полностью не тонет в виртуальном пространстве, а пытается сохранить связь с природой. Впрочем, именно ему по сюжету суждено оставить человеческую сущность, пытаясь стать одним из воплощений заветного эфира: «На коленях у него лежала книга. Глаза были открыты. Но ничего не видели: глаза у Ромы были мертвые». Одну из главнейших мыслей романа можно найти в лирическом обращении к эфирной сущности: «Ветер, ветер, ты не один, конечно, на белом свете! Но ты один в нашей жизни чего-нибудь да стоишь, один по-настоящему что-то значишь. Ты всегда – обещание и скорость! Обещание ухода от утомиловки и скудоумия жизни. И бешеная скорость, переворачивающая и потопляющая в глубоких водах все, что стало избыточным, косным...»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Валерий Мастеров

Премьер заочно поспорил с президентом о размещении в стране ядерного оружия

0
1064
Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Игорь Субботин

Дамаск сообщил о сохранении переговорного канала с Вашингтоном

0
1290
ЕС нацелился на "теневой флот" России

ЕС нацелился на "теневой флот" России

Геннадий Петров

В Евросоюзе решили помогать Украине без оглядки на Венгрию

0
1634
Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Михаил Сергеев

Реальные шансы на возврат денег от приобретения новостроек снижаются

0
1177

Другие новости