0
3906
Газета Проза, периодика Интернет-версия

13.02.2014 00:01:00

От руки ближнего своего

Тэги: монахиня евфимия, яблони старца амвросия


монахиня евфимия, яблони старца амвросия Вот такая монахиня.  Фото Елены Поликарповой

Если отрешиться от «назывной» эстетики, отсылающей к жанру исключительно церковной литературы, то рассказы монахини Евфимии Пащенко можно отнести к жанру классической русской прозы современного извода. Хотя в ее новом сборнике рассказов «Яблони старца Амвросия», выпущенном издательством «АСТ» в престижной редакции Елены Шубиной, присутствует и литературная сказка, и рождественский рассказ, и некоторые другие традиционные подвиды знакомой с детства по книжкам-малюткам Льва Толстого литературы – и классические жития святых, и неожиданная притча о таракане-послушнике во второй части сборника. Но примечательна эта проза другим.

В ее первой, основной – остросюжетной и детективной – части отсутствует нарочитый пафос «богоугодных» тем и сюжетов с обязательной в конце рассказа моралью. А есть в ней неуловимый налет «ностальгии по настоящему» – жизни, чуду, приключению, – чем она отличается от «богоугодных» писаний подобного жанра. Уже в самих «классических» названиях рассказов – «Великая жатва», «Драма в Сосновке», «Наследник героя» – казалось бы, закристаллизованы назывные традиции романтико-реалистической прозы советского прошлого. Но на этом заманчивость соцреалистического флера заканчивается, поскольку речь в рассказах монахини Евфимии — о судьбах людей в основном церковных, потерпевших за веру как раз в упомянутое «романтическое» время.

Так, служа Богу и людям (монахиня Евфимия – практикующий врач-невролог), автор сборника неожиданно реконструирует историю литературы на новый, но не обновленческий лад. Ее заглавный рассказ «Крушение дома Мары Лейбман» (еще один парафраз из классической копилки, отсылающий к «Падению дома Ашеров» Эдгара По), по сути, служит «очеловечиванию» тяжелого наследия соцреализма, и поэтому вопреки пафосному названию «дом, о котором рассказывала Роза, представлялся ей чем-то вроде сказочной избушки со стенами из пряников и леденцовой крышей, утопающей в зелени деревьев, усыпанных румяными плодами». Таким образом, речь вроде бы о доме, ставшем пристанищем для двух послевоенных скитальцев-врачей – Ивана Тихоновича и Мары Самуиловны, в котором они открыли частную стоматологическую клинику, а на самом деле метафора тут шире и объемнее. Подразумевая и судьбу родины, когда на реформы – зубные коронки идет сломанный быт («тоненькое колечко с гербом города Алушты, или дутая, с вмятиной на боку, золотая брошка в виде пухлого сердечка, пробитого стрелой, или пустой медальон с чьим-то вензелем на крышке»), и обитель языка (родного, коммунального), и упомянутую историю русской литературы с ее «революционной» периодизацией. «К тому времени, когда Мара Самуиловна приобрела этот дом, он изрядно обветшал. Впрочем, даже в таком плачевном состоянии он смотрелся еще весьма внушительно, этаким «барином после семнадцатого года», голым и босым, но все же сохранившим остатки былой спеси». Ну разве это не о советском литературном бомонде, боящимся тени своего несоциалистического прошлого?

книга
Монахиня Евфимия (Пащенко).
 Яблони старца Амвросия.

– М.: АСТ, 2014. – 384 с.

Далее все как по писанному собственноручно, и исправленному верить: «Вслед за этим у старого дома началась новая жизнь. И сам он – отремонтированный, заново покрашенный, крытый блестящей жестью – изменился до неузнаваемости». Стоит добавить, что в комнаты погибшего сына-вора и дочери-шизофренички – словно в пресловутые советские закрома времен гонения на литературу и литераторов – героиня рассказа старается никогда не заглядывать. А что еще остается человеку, «осознавшему, что дом, который он созидал всю жизнь, оказался домом, построенным на песке?»

В подобном историко-биографическом ключе исполнены и другие ключевые рассказы этого сборника. Например, «Очевидцы» – об Александре Ивановиче, который «решил из врача, так сказать, болезней телесных стать врачевателем недугов духовных», рассказав героине о репрессированном священнике. Кстати, сама она на протяжении всего цикла рассказов первой части сборника – также неизменно медработник, врач-невролог Нина Сергеевна, изменившая взгляды на жизнь и публикующая рассказы в «Епархиальном вестнике». При этом «в сумке ее, вместо очередного романа, теперь всегда лежал пухлый молитвослов с множеством закладок» (а на столе в ординаторской – «Миссионерские письма» святителя Николая Сербского), и с ними «соседствовала майонезная баночка с винегретом или картошкой, поскольку после крещения Татьяна Игоревна стала строгой постницей». И когда ее по работе «забрасывают вопросами не только по неврологии», она «всегда дает почитать книгу, по которой когда-то сама постигала азы Православия. А именно – «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского».

Безусловно, героиня этих рассказов открыта и душевна, не без книжной афористичности полагая, что «легче изменить мир, чем сердце одного-единственного человека». Не мисс Марпл, не майор Каменская, а скорее исследователь истории в стиле добродушного советского участкового Анискина, когда в старой доброй манере раскрываются преступления века-волкодава с запоздалыми раскаяниями детей и внуков революционных героев, боровшимися с голодом, интервентами, и заодно опиумом для народа, причем с обязательно-театральным финалом-катарсисом: «– А теперь, батюшка, взгляните вот сюда, – заявила Нина Сергеевна, указывая отцу Александру на шероховатые грани памятников. – Что вы скажете про это?» Именно в таком повествовательном ракурсе перед нами проходят истории священников довоенного и военного времени, которые таят в себе немало интригующих подробностей, о чем свидетельствуют надписи на их могилах: «Протоиерей Михаил Герасимов. 1898–1964 гг. Принял смерть от руки ближнего своего». И о которых героине рассказов надлежит узнать и поведать не миру, но упомянутым ближним.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
322
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
410
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
328
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
282

Другие новости