0
3017
Газета Москва Интернет-версия

28.01.2009 00:00:00

На дне города

Тэги: мигранты, ксенофобия


мигранты, ксенофобия Коренным жителям тоже нужно интересоваться обычаями приезжих.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)

Жизнь гастарбайтера в Первопрестольной далека от благополучной: скинхеды охотятся, милиционеры обирают, денег на работе не доплачивают. А между прочим, многие из этих людей заканчивали на своей родине институты и имеют вполне приличные профессии. Да вот только в столице они нужны как дворники, разнорабочие и абсолютно бесправные люди. Единственная мечта большинства из них собрать немного денег и уехать из негостеприимного города, чтобы через несколько месяцев вернуться снова.

Договориться о встрече в реальном, а не образцово-показательном мире, в котором живут дворники, очень сложно. Общаться с журналистами они не любят только по одной причине: не хотят привлекать к себе внимание ни милиции, ни своего начальства, ни «белых мальчиков», так они называют националистически настроенных хулиганов. Однако после долгих уговоров один из дворников юго-запада Москвы Мурат соглашается привести корреспондента «НГ» к себе в гости. Домом «семье» из семи человек служит подвальное помещение. «Нормально живем. Проблем почти никаких, – оптимистично говорит он. – Ну иногда происходит что-то неординарное, жить вообще невозможно». Мурат приехал в столицу из Таджикистана, до этого окончив Таджикский государственный национальный университет, он преподаватель русского языка как иностранного. Но в Москве он оказался просто дворником. «Дома хорошо, только работать негде, вот мы с подругой вместе учились и вместе поехали в столицу, – говорит он. – Она в магазине работает, ее знакомый армянин устроил, получает почти столько же, сколько и я». Зарплата у Мурата невысока, в среднем выходит 8–10 тыс. рублей. О том, чтобы снимать квартиру, он даже не задумывается, слишком дорого.

«В принципе мне нормально живется, иногда по выходным даже в центр выбираемся, правда, редко. Могут и побить «мальчики белые», а еще хуже – в милицию заберут, – говорит он. – Однажды остановили, деньги забрали да еще и документ порвали, начальник потом сильно ругался». Соседи по подвальному помещению во время разговора напряженно всматриваются и вслушиваются, выискивая знакомые слова, с русским у них до сих пор проблемы. «Поужинаешь с нами? Ребята приглашают», – говорит Мурат. Его друг Анвар выставляет на стол нехитрый ужин: две бутылки дешевой водки, несколько пачек заваренной вермишели «Ролтон» и настоящий плов с кусочками мяса курицы, которую принесла подруга Мурата из магазина. После нескольких рюмок Анвар начинает сбивчиво жаловаться. «А еще очень плохо люди московские делают, я им ничего не говорю, а любой из них может сделать мне что угодно, и им ничего не будет, – говорит он. – Оттолкнул тут парня, он меня по лицу ударил около ларька, а он в милицию пошел, потом проблем много было».

Одну из самых главных проблем озвучивает другой жилец импровизированного дома 20-летний Ятим. «Вот пьем постоянно. До приезда я вообще не выпивал, а тут безысходность какая-то охватывает, – переводит Мурат. – Город просто нас съедает. Зато дома мама довольна, я не говорю, что дворником работаю, зачем расстраивать. Деньги присылаю». У Ятима в Москве есть неразделенная любовь, девушка-москвичка из соседнего подъезда. «Смеется надо мной. Чурка, говорит, нерусская, бессловесная, – говорит он. – Я не обижаюсь совсем на нее, действительно только школу закончил, языка почти не знаю. Хочу денег заработать и подарить ей розы». Однако он понимает, что это практически бесполезно. «Кто мы для вас, черная кость, те, кого принято не замечать, – резюмирует Мурат. – Мы ни там не нужны, ни здесь».

Традиции на экспорт

«Большинство гастарбайтеров продолжают ощущать себя гражданами Советского Союза», – объяснил «НГ» старший научный сотрудник отдела социальной демографии Института социально-политических исследований РАН, кандидат экономических наук Роман Маньшин. «Однако границы между нами с каждым годом увеличиваются. Молодые поколения уже не знают языка и обычаев. Разговоры об адаптации ведутся. Например такие, как введение единого экзамена по знанию русского языка. Но основным видом деятельности для наших властей в этой сфере должно быть обеспечение информацией людей, как въезжающих в нашу страну, так и местных. Порой незнание одной из сторон культуры и обычаев ведет к социальной напряженности. Сложившаяся ситуация может привести к более серьезным последствиям ксенофобии, преступлениям. Любое государство должно быть заинтересовано в их легализации, ведь это же деньги, которые поступают к нам в бюджет. Единого рецепта, чтобы справиться с этой проблемой, нет. Должно быть всестороннее регулирование. Работодателям должно быть выгодно легализовывать приезжих, общины должны проводить информационные кампании не только здесь, но и у себя на родине. Если же каждая из структур будет действовать отдельно, то ничего хорошего из этого не выйдет и ситуация будет усугубляться дальше», – рассказал эксперт.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
979
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
698
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
337
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
467

Другие новости