Газета Печатная версия

06.09.2001

Сухой остаток

От Земли до Луны за полсекунды

КРУПНЕЙШИЙ в мире разработчик и изготовитель микропроцессоров компания Intel официально представила на днях свою последнюю разработку - процессор семейства Pentium-4 с тактовой частотой 2 гигагерца (ГГц). Другими словами, этот процессор может выполнять 2 млрд. циклов "включение-выключение" в секунду! С помощью систем на основе нового процессора можно создавать мультимедийные материалы и обмениваться ими на 81% быстрее, чем при использовании компьютеров с процессором Pentium-3 1 ГГц. Таким образом, на сегодняшний день Pentium-4 2 ГГц стал самым высокопроизводительным в мире процессором для настольных систем. Некоторые технические характеристики "четвертого". Pentium-4 содержит 42 млн. транзисторов (для сравнения: в Pentium-3 - 9,5 млн. транзисторов). Металлические проводники, используемые в Pentium-4, в тысячу раз тоньше человеческого волоса. Если бы человек мог передвигать ноги с такой же частотой, на какой работает Pentium-4 - 1,5 ГГц, то он смог бы преодолеть расстояние от Земли до Луны за 0,56 секунды, а до Солнца смог бы добраться за 218,24 секунды. Однако уже сейчас специалисты Intel уверенно заявляют, что к 2007 году ими будет создан процессор с тактовой частотой 20 ГГц. При этом в одном чипе будет размещаться около 1 млрд. транзисторов.

А.В.

Сверхмощную взрывчатку открыли случайно

ГРУППА ученых под руководством Дмитрия Ковалева, физика, возглавляющего лабораторию в Техническом университете Мюнхена, совершенно случайно открыла, вероятно, самое мощное взрывчатое вещество из ныне известных. Ковалев и его коллеги изучали оптические свойства пористого силикона - материала, напоминающего губку. Они охладили его в вакууме до температуры жидкого азота, и в этот момент из-за трещины в оборудовании внутрь попал воздух. В результате силикон взорвался. Поверхность пористого силикона покрыта слоем водорода толщиной в один атом, и лишь этот слой отделяет кремний от кислорода. Но если одна из водородных связей разрывается, то начинается цепная реакция, которая распространяется по всему объему с огромной скоростью.

Лэй Канэм, физик, который специализируется на пористом силиконе, считает, что этот материал мог бы стать топливом для запуска небольших спутников. А вот Питер Хаскинс, химик-теоретик, специализирующийся на взрывчатке, сомневается, что пористый силикон можно будет когда-либо использовать в качестве взрывчатки, потому что, несмотря на большое количество выделяющейся энергии, для взрыва требуются низкие температуры, а это вряд ли практично.

Солнечная буря - "пожиратель" озона

СОЛНЕЧНАЯ буря разрушает озоновый слой над нашей планетой. Новые данные, полученные спутниками НАСА, подтверждают эту теорию. С помощью спутников UARS (the Upper Atmosphere Research Satellite) и NOAA-14 американские ученые получили свидетельства, подтверждающие разрушение озонового слоя. Во время взрыва солнечные протуберанцы, самые грандиозные образования в солнечной атмосфере, выбрасывают вещество в межпланетное пространство с огромной скоростью (несколько сотен километров в секунду). Ученые проследили за таким выбросом (третьим по мощности за последние 30 лет) положительно зараженных частиц - протонов, которые бомбардировали атмосферу Земли 14-16 июля 2000 года. При атаке молекулы газов в верхних слоях атмосферы, таких, как азот и водяной пар, расщепляются. Освобожденные атомы, в свою очередь, вступают в реакцию с молекулами озона и уменьшают его содержание в атмосфере. Но в целом потери озона, связанные с воздействием солнечных бурь, оказываются незначительными, поскольку более 80% озона располагается в средних и нижних слоях стратосферы. Над нашими головами, в северном полушарии, протонная бомбардировка уничтожила только 1% озона.

Микроскоп из антиматерии

ЕСТЬ такая античастица - позитрон. Если с ним встретится составляющий нашу материю электрон, то произойдет аннигиляция - от обеих частиц останется лишь вспышка рентгеновского излучения. Это свойство античастиц, которые образуются при радиоактивном распаде некоторых элементов, например натрия-22, и использовали физики из Мюнхенского военного университета для того, чтобы сделать новый микроскоп. Суть идеи проста. Пусть позитрон попал внутрь исследуемого вещества, скажем, кристалла кремния. Он будет по нему перемещаться до тех пор, пока не встретит электрон. В момент встречи случится вспышка, которую можно зафиксировать. И посчитать, сколько же позитрон прожил. Это время будет зависеть от того, сколько электронов в том месте, куда попал позитрон. А их количество зависит от структуры вещества: там, где расположен дефект - вакансия или атом примеси, - число электронов другое. Значит, и время жизни позитронов в районе дефекта отличается от среднего по кристаллу.

Остается лишь точно зафиксировать, где позитроны живут дольше или меньше, расшифровать данные и нарисовать на дисплее компьютера красивую картинку. Что немецкие ученые и сделали, изучив позитронным лучом платиновый крест 120-микронной ширины, нанесенный на пластинку из оксида кремния. Все детали микроструктуры оказались хорошо видны.

"ИнформНаука"