Недра под микроскопом
РОССИЙСКАЯ академия наук, Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН (ИГЕМ) и японская фирма "Токио Боэки лтд." подписали соглашение о научно-техническом сотрудничестве в области фундаментальных исследований в мирных целях. Японская фирма специализируется на выпуске научно-исследовательского и аналитического оборудования. Свои контакты с отечественными научными организациями она начала еще около 40 лет назад. И, как заявил вице-президент РАН, директор ИГЕМ академик Николай Лаверов, который и подписал от академии это соглашение, в свое время именно аппаратура этой фирмы помогла СССР открыть новый тип урановых месторождений - "ролловые" (катящиеся). "Эти месторождения, - пояснил корреспонденту "НГ" академик Лаверов, - содержат уран в сильно дисперсном состоянии, которые невозможно было уловить обычными приборами. Электронный микроскоп, купленный нами у японцев еще около 40 лет назад, позволил это сделать". Это имело стратегическое значение для СССР: до этого момента страна обладала 10% мировых запасов урана, сразу после открытия "ролловых" месторождений оказалось, что в СССР - 50% всех запасов урана. "Мы прекрасно понимаем, что российская наука переживает сейчас достаточно тяжелые времена, - подчеркнул в беседе с корреспондентом "НГ" глава московского представительства "Токио Боэки лтд." Кавабэ Цунетака. - Но тем не менее наука - это самое важное для развития государства. Поэтому наш нынешний договор - это скорее дружеский акт, чем коммерческое соглашение". Тем не менее относительно недавно с помощью японских приборов удалось обнаружить в рудах отечественного золотоносного месторождения Сухой лог тонко рассеянную платину, общие запасы которой оцениваются в 6 млрд. долларов.
Андрей ВАГАНОВ
Динамический интеллект
ЯПОНСКИЕ ученые разработали модель робота нового поколения, способного наблюдать и затем имитировать движения человека. Техническая новинка, названная сокращенно DB (Dynamic Brain), - это один из промежуточных продуктов широкомасштабных работ по созданию искусственного интеллекта и его носителей, проводимых в рамках проекта Kawato Dynamic Brain. Модель еще не совершенна. Тем не менее DВ постепенно увеличивает количество удачных попыток повторить то, что ему показывают. Возможно, уже в ближайшем будущем удастся разработать модель, не только в точности повторяющую заданные движения, но и способную самообучаться в зависимости от смены обстоятельств или поставленных задач.
Пентиум быстрее "Феррари"
В ПЕРВЫЙ же день проходившего в Москве чемпионата по виртуальным автогонкам в классе "Формула-1" "Гран-при Pentium 4" был превзойден рекорд чемпиона мира по автогонкам Михаэля Шумахера. В виртуальном заезде на трассе А1-Ринг юный москвич Дмитрий Ла побил рекорд знаменитого немца. Дмитрий промчался по трассе за 1 минуту и 9,369 секунды, тогда как лучший результат, показанный Шумахером (равно как и лучшее время в истории этой трассы), - 1 мин. 9,562 сек. Впрочем, рекорд Дмитрия продержался менее суток. На следующий день этот показатель был улучшен девятнадцатилетним Алексеем Балагиным: его результат составил 1 мин. 8,828 сек. "Гран-при Pentium 4" проводился с 1 по 15 сентября в двух крупнейших магазинах сети "Рамстор", в каждом из которых было установлено по машине, копирующей гоночные болиды класса "Формула-1". В эти дни любой посетитель упомянутых магазинов мог попробовать свои силы в трехминутных заездах, имитирующих гонки по трассе А1-Ринг, австрийского этапа чемпионата. Трасса
А1-Ринг считается самой скоростной трассой чемпионата "Формулы-1" и славится своими сложными скоростными поворотами. В проходившем в Москве "Гран-при Pentium 4" реалистичная имитация гонки достигается благодаря высокопроизводительным компьютерам Highscreen, которые установлены в макетах болидов и оснащены новейшим процессором Intel Pentium 4 с тактовой частотой
2 ГГц - самым мощным в мире процессором для настольных ПК. "Эти компьютеры дают небывало реалистичное изображение гонок, - отметил Виктор Маслов, единственный россиянин, выступающий в мировом чемпионате класса "Формула-3000". - Кажется, словно на самом деле находишься на трассе. Если чего и не хватает, чтобы полностью передать ощущение гонки, так это тех физических перегрузок, которые испытывает пилот настоящего гоночного болида".
С.И.