1922
Газета Интернет-версия

11.06.2002 00:00:00

Жизнь на Марсе имеет русские корни

Тэги: марс, исследование

В самом конце мая американские ученые объявили о сенсационном открытии: на Марсе найдены океаны воды! 30 мая авторитетнейший научный журнал "Science" вышел с обширным материалом о результатах последних наблюдений космического зонда "Марс Одиссей", которые окончательно устраняют все сомнения в том, что человеческая миссия (естественно, под эгидой США) отправится на Марс через двадцать лет. И чего бы ей, спрашивается, не отправляться, если там в избытке вода, а значит, и кислород?

Читатель, наверное, осведомлен, что наличие на Марсе воды - давно не сюрприз. Споры на эту тему среди астрономического сообщества идут уже далеко не первое десятилетие. Особенно рьяно эти споры разразились именно в последние годы после того, как к Марсу американцы стали направлять одно за другим чудеса космической техники. Не все из чудес достигли пункта назначения, но и тех, что достигли, хватило на то, чтобы сделать Красную планету одной из самых изученных планет Солнечной системы.

Воду, точнее ее следы, находили постоянно. Правда, каждый раз это были только косвенные свидетельства. И тем не менее...

Сотрудник Института космических исследований Игорь Митрофанов, заведующий лабораторией космической гамма-спектроскопии, утверждает, что давно известно - вода на Марсе присутствует и в атмосфере (в очень, правда, скромных количествах), и на полюсах. Полярные шапки Марса, по его убеждению, ледяные. Это убеждение разделяют не все, но количество косвенных улик постоянно снижает доверие к скептикам и увеличивает их активность. Скажем, небезызвестные марсианские каналы, точнее некоторые из них, вполне могли быть руслами рек, впоследствии высохших.

Больше того, они-то высохли неизвестно когда, а вот обнаруженные первым марсианским спутником "Марс Глоубал Сурвейер" долины многие ученые расшифровывают как последствия┘ ну, скажем, марсотрясений, извергающих вместо лавы воду. Вода, дескать, под воздействием внутримарсианского давления поднимается вверх в виде ледовых плит, нагревается и низвергается водяной лавой на малопривлекательные безжизненные пейзажи. Говорили и о громадном океане, береговые линии которого якобы нашел "Марс Глоубал Сурвейер", но очень скоро эти данные были подвергнуты сильному сомнению, и вопрос замяли.

Запущенный в прошлом апреле и начавший собирать данные 18 февраля этого года другой американо-марсианский спутник "Марс Одиссей" был оснащен тремя приборами, один из которых создан нашими учеными, а именно той самой лаборатории космической гамма-спектроскопии ИКИ РАН, завлаба которой мы цитировали чуть выше. Так что на треть марсианская вода наша.

Приборы были такие: созданный ИКИ детектор быстрых нейтронов ХЕНД (High Energy Neutron Detector), детектор тепловых нейтронов и гамма-спектрометр. Все эти приборы находились на борту "Одиссея" исключительно для того, чтобы сделать три карты Марса - карту быстрых нейтронов, тепловых нейтронов и гамма-излучения (то есть жесткого рентгеновского излучения).

Дело тут вот в чем. Как объясняет Митрофанов, в присутствии водорода поток быстрых нейтронов, стандартный для безводородного окружения, резко уменьшается - эти самые быстрые нейтроны намного чаще сталкиваются с ядрами водорода, чем с остальными ядрами. Одновременно на ту же величину возрастает поток более медленных, "тепловых" нейтронов - это результат вышеупомянутого столкновения. Далее, такое столкновение приводит к реакции синтеза, и вместо водорода возникает его изотоп дейтерий (отличающийся от водорода наличием лишнего нейтрона в ядре); при этом ядром излучается фотон с энергией 2,2 МэВ, который и регистрируют с помощью гамма-детекторов, как раз таких, который и был установлен на "Одиссее". Другими словами, воду на Марсе искали сразу с помощью трех водоискателей, трех независимых друг от друга свидетелей - и все эти три свидетеля нашли ее в одних и тех же местах. И это были уже не косвенные улики.

Находка ошеломила ученых, несмотря на то что они заранее были почти уверены, что воду обязательно обнаружат. Они-то предполагали, что будут собирать данные от года до трех, потом их проанализируют и скажут свое веское слово. Сигнал, причем сразу от трех приборов-водоискателей, был настолько силен, что нарушил все их на три года идущие планы.

"Планы на самом деле не меняются, - говорит Игорь Митрофанов. - Исследования, как и планировалось, продлятся еще три года. Но мы создавали свои приборы с учетом того, что находили на Луне, а там "водородный" и "безводородный" сигналы отличались по величине примерно на 20-30%. На Марсе области, свободные от воды и напоенные водой, дают сигналы, отличающиеся по амплитуде в 2-3 раза! Это было невероятно!"

Словом, вместо трех лет ученым понадобилось всего несколько недель, чтобы прийти к категорическим выводам - на Марсе примерно в метре или нескольких под поверхностью, причем не только на полюсах, но и на широтах до 60 градусов северной и южной широты, "Одиссей" обнаружил огромные количества водяного льда.

Игорь Митрофанов в смысле океанической версии осторожен. "Я предпочитаю, - говорит он, - вместо слова "океан" пользоваться термином "вечная мерзлота, сильно насыщенная водяным льдом". Словом, болото, замерзшее и покрытое слоем песка и камня.

Так или иначе, будущие марсонавты в воде и соответственно в воздухе дефицита иметь не будут. Так что через двадцать лет - Marsward Ho! Вперед, на Марс!

Тут всплывает еще один буквально вечный вопрос - есть ли, извиняемся, жизнь на Марсе? Этот вопрос тоже, похоже, имеет положительный ответ - косвенные улики, кое-какие из них упущенные, а потом найденные в архивах НАСА, говорят о существовании на Марсе бактерий. Это, конечно, еще требует прямых доказательств. Через двадцать лет посмотрим.

Это будет некая такая герметическая станция, берущая воду и воздух из подземелья. И чем будут заниматься обитатели этой станции на замерзшем ледяном болоте? Искать там жизнь.