Газета Интернет-версия

23.10.2002 00:00:00

Магия современной алхимии

Тэги: алхимия, синтез, фальсификация

алхимия, синтез, фальсификация Цепочка альфа-распада нового,116-го химического элемента.

Алхимики Средневековья шли по правильному пути. Они понимали, что для того, чтобы превратить в золото какой-нибудь другой металл, ему необходимо сообщить дополнительную энергию, поэтому нагревали, воздействовали химическими реагентами и так далее. Единственное, чего они не учли, это масштаб энергии. Нагревать нужно было не до тысячи градусов, а до десятков миллиардов.

Так считает член-корреспондент РАН Юрий Оганесян из Объединенного института ядерных исследований в Дубне, который уже много лет занимается синтезом новых элементов. Его тоже можно причислить к "алхимикам", причем известным.

В конце минувшего лета некоторые телеканалы объявили о том, что Лаборатория ядерных реакций им. академика Г.Н. Флерова готовится к созданию самого тяжелого элемента - 118-го. Говорилось, что эксперимент начнется чуть ли не в сентябре. Но все немножко затягивается.

Напомним, "НГ" писала примерно два года назад о том, что американские исследователи из Национальной лаборатории в Беркли объявили о получении 118-го элемента. Но через год после того, как в Японии и Германии, а потом и в самом Беркли этот эксперимент воспроизвести не удалось, американцы официально отозвали свое заявление об открытии.

Ну, казалось бы, разобрались и отозвали; грустно, досадно, но внесена ясность в этом вопросе. Ошибаться свойственно всем, особенно когда речь идет о ранее неизведанном. Это неотъемлемая часть научного исследования - так все научное сообщество это событие и восприняло. Но год спустя последовало заявление о том, что здесь была не просто ошибка, а фальсификация, и фальсификатор, приглашенный на работу в Беркли немецкий физик, болгарин по происхождению, Виктор Нинов, уже уволен.

Ученые иногда тоже не ангелы. И фальсификация, один из страшных грехов исследователя, к сожалению, чем-то уж очень необычным не является. Но фальсификация со 118-м элементом, пройди вдруг она без сучка и задоринки, пахла бы уже Нобелевской премией. И это, вне всякого сомнения, самый драматичный и самый непонятный эпизод и без того далеко не простой истории современной алхимии.

Сегодня неправильно было бы представлять историю синтеза искусственных элементов как историю конкуренции двух лабораторий - в Беркли и в Дубне. Потому что сейчас в этой области успешно работают группы в Германии, Франции, Японии. Но исторически эти две были явными фаворитами, и теперь, когда речь идет об одной и той же цели - 118-м элементе, - главное внимание вновь сосредоточено именно на них.

Магия элементов

Идея получения нового элемента на первый взгляд понятна и проста. Вы бомбардируете ядра одного элемента другими - так, чтобы суммарное число протонов в обоих ядрах равнялось желательному номеру в Периодической системе Менделеева. Дальше начинаются трудности - нужны достаточно большие энергии, чтобы ускоренное "ядро-снаряд" преодолело силы электрического отталкивания мишени. Дальше, если они и сольются, необходимо, чтобы новое образование, разогретое до миллиардов градусов, выжило, а не разделилось на два осколка. Все это делает процесс образования нового элемента очень маловероятным. Ситуация осложняется тем, что тяжелые элементы очень нестабильны - время их жизни резко падает с ростом числа протонов в ядре. Если, скажем, период полураспада 94-го элемента - плутония - составляет 25 тысяч лет, то 96-й живет тысячу лет, 98-й - несколько столетий, 102-й - секунды, 104-й - миллисекунды┘

Последнее обстоятельство, конечно, могло бы охладить любопытство. Однако потом появилась гипотеза о существовании "островов стабильности". Теоретики предсказывали, что начиная с некоторого номера - весьма большого - время жизни элементов может возрастать. Есть суждения о том, что при определенном сочетании числа протонов и нейтронов в ядре элемент, обитающий на "острове стабильности", может существовать многие годы, возможно, даже тысячи лет.

Современная алхимия, как и средневековая, не обходится и без магии. Физики обнаружили существование "магических" чисел. Это означает, что если количество протонов и нейтронов в ядре соответствует этим числам, то стабильность ядра, а значит, и атома резко повышается. Например, не будь их, свинец - яркий представитель этой магической структуры, был бы радиоактивным и в недрах Земли не существовал.

Наличие "острова стабильности" возбудило интерес исследователей, и охота за новыми элементами развернулась с новой силой.

В 1974 году Оганесян и его коллеги показали экспериментально, что если в качестве мишени взять "магический" свинец и облучать его тяжелыми ионами, то можно получить новые, ранее неизвестные элементы. Например, если облучать его ионами хрома, то получится 106-й элемент, если железом - 108-й, никелем - 110-й, цинком - 112-й. Теперь, казалось бы, добыча новых элементов стала делом пусть очень сложной, но - техники. Инициатива была подхвачена, и вскоре в Дармштадте (Германия) был получен 110-й элемент и начаты опыты по синтезу 112-го элемента. Самое интересное, что Дубна, создав этот уникальный метод, пошла по другому пути.

"Все дело в том, - объяснил Оганесян корреспонденту "НГ", - что эта методика при всех своих плюсах не ведет, к большому сожалению, к "острову стабильности". С ее помощью можно синтезировать новый элемент, но подтвердить или опровергнуть гипотезу о существовании сверхтяжелых и долгоживущих элементов невозможно. Элемент 112-й, лучше сказать изотоп 112-го элемента, полученный в этой реакции, живет около одной десятитысячной секунды, поскольку нейтронов в его ядре всего 165, а это еще далеко от магического числа 184. Нашей задачей было как можно ближе подойти к этой цифре, но для этого нужен был излишек нейтронов и в мишени, и в бомбардирующей его частице. В качестве мишени мы использовали плутоний-244, а в качестве частицы использовали кальций-48. В частности, для 112-го элемента это давало нам по сравнению с Дармштадтским экспериментом 7 лишних нейтронов".

Чаша Грааля современных алхимиков - элемент с числом нейтронов 184 - нынешними методами недостижима. В природе просто нет таких элементов, соединив которые вместе, можно было его бы получить. Но добавление 7 нейтронов увеличило период полураспада в миллион раз: вместо двухсот микросекунд полученные в Дубне атомы под номером 112 с числом нейтронов 172 жили почти минуту! Именно это и предсказывала теория.

Этот эпизод, который, возможно, уже стал достоянием истории, мы привели здесь не напрасно. Он, похоже, определяет разницу между различными школами физики. Надо отметить - это часто приходится слышать от наших ученых, - что сильная финансовая зависимость научного исследования чаще побуждает стремление получить побыстрее результат и опубликовать статью, чем углубляться в дебри фундаментальных исследований.

Мы идем своим путем

Не берусь утверждать, но, быть может, нечто похожее произошло и в случае со 118-м элементом. Польский теоретик Роберт Смолянчик показал в своих расчетах, что если облучать мишень из "магического" свинца ускоренными ионами криптона-84, у которых 48 нейтронов, что очень близко еще к одному магическому числу 50, то вероятность образования 118-го элемента возрастет в сотни тысяч раз. Смолянчику поверили, не проверили другими расчетами, а просто поверили, потому что это существенно облегчало эксперимент. Справедливости ради следует отметить, что впоследствии все проверки были сделаны - теоретиками и экспериментаторами. Но тогда это выглядело настолько привлекательно и настолько необычно, что в Беркли сразу приступили к синтезу 118-го элемента.

Сообщение о 118-м элементе пришло в Дубну, когда там уже был закончен первый этап опытов по синтезу 114-го элемента, шла подготовка к следующему - 116-му. Разумеется, все всполошились. Стали бурно обсуждать данные Беркли, прикидывать, не стоит ли повторить этот эксперимент, для этого были все возможности. Оганесян был против.

"Некоторые мои коллеги говорили, и небезосновательно, что результаты Беркли сомнительны, что по разным косвенным обстоятельствам они не могли наблюдать 118-й, наконец, что это просто невозможно, - говорит он. - Но, по-моему, в науке часто самое интересное происходит там, где это не ожидается. Там иногда действительно рождается новое. Однако в любом случае все сомнения должны быть сняты в прямом эксперименте. Одним результатам должны быть противопоставлены другие. Правда, в таком случае ради проверки чужого, пусть даже сомнительного с нашей точки зрения, эксперимента мы должны были бы отставить в сторону свой, к которому готовились несколько лет. Эксперимент действительно готовился долгое время: на предприятиях Минатома для нас производили очень дорогой изотоп - кальций-48, химики отрабатывали технологию изготовления мишени, физики и инженеры отрабатывали режимы работы ускорителя, физики и электронщики налаживали измерительную аппаратуру - словом, много в этот эксперимент было вложено средств и сил, да еще в такое непростое время┘ Все это было в работе, и все это надо было бросить - ради чего?"

К ситуации с Ниновым Оганесян относится с полным недоумением.

"Мне это совершенно непонятно, - подчеркивает он. - Я не в состоянии представить, как такое могло произойти. Не то чтобы не верю, просто не понимаю".

Прекрасно зная кухню охоты за новыми химическими элементами, он не понимает, как здесь можно сфальсифицировать. Встречу с "событием", то есть рождение желанного атома, готовят годами, а ждут неделями и даже месяцами. Событие это мало чем отличается по накалу эмоций от рождения ребенка. Разве что тем, что это действие коллективное. Когда на детектор поступает сигнал - все равно, от новорожденного элемента или из-за аппаратной ошибки, сбоя, какой-то случайности - короче, приходит сигнал, похожий, но не имеющий к делу никакого отношения, все приходят в возбуждение и тут же начинают проверять - все ли правильно работает? Пропустить такое невозможно. Оганесян просто не может себе вообразить, как такая ситуация могла произойти в одном месте, да еще трижды!

Охота за 118-м

Так или иначе, но уже после этой неприятной истории дубнинская команда готовится к взятию того же рубежа, но уже другим, ранее проверенным на 114-м и 116-м методом. Правда, теперь эксперимент должен быть выполнен с предельной скрупулезностью, так, чтобы отбросить всякие сомнения.

Схема эксперимента следующая.

"Мы хотим облучать калифорний (98-й элемент) кальцием-48, - поясняет Оганесян. - Калифорний - искусственный элемент, накапливаемый в течение длительной работы мощного ядерного реактора, - предоставят наши коллеги из Ливерморской национальной лаборатории (США), кальций-48 нарабатывают предприятия Минатома, ускоритель и экспериментальная методика подготавливаются в ОИЯИ. Если два таких ядра сольются и новое сверхтяжелое ядро будет "остывать", испуская последовательно три нейтрона, то получится в конечном итоге ядро, состоящее из 118 протонов и 176 нейтронов. Но предварительно эту реакцию надо исследовать, и лучше всего это сделать в реакции, когда вместо калифорния мишенью является изотоп 96-го элемента - кюрий-247, - и получать таким образом знакомый 116-й элемент, свойства которого нам хорошо известны".

Но этого уникального материала нет ни в США, ни в России. Он существует только в НИИ атомных реакторов в г. Димитровграде, где работает наш мощный реактор, но - в смеси с другими изотопами с массой от 242-го до 248-го. Единственный сепаратор, способный разделить эти изотопы, тоже у нас, в НИИ экспериментальной физики в г. Сарове. Когда Оганесян обратился к руководству этих институтов, те без колебаний согласились ему помочь, хотя для обоих эти изотопы и установки - источники финансирования. По сути, оба согласились ради дела расстаться с суммой, в целом немалой по масштабам нашего бедного научного финансирования. Эти расходы надо как-то компенсировать, и вот здесь появляются неожиданные препятствия┘