0
6741
Газета Интернет-версия

27.11.2002 00:00:00

Полимараны - покорители океанов

Тэги: полимаран, гелиос, судно, океан


Во все времена человечеству требовалось маломерное судно с высокими мореходными и эксплуатационными качествами, которому любой шторм был бы не страшен, чтобы плавать не завися от цистерны с топливом. Однако до сего времени это оставалось лишь мечтой.

Катастрофы крейсерских парусных катамаранов (так же, как пассивных спасательных средств - надувных плотов ПСН) в последнее время стали особенно часты. Катамараны уже при малых углах крена - 15 градусов - оказываются в положении неустойчивого равновесия, а нулевое значение сопротивления опрокидывания возникает при рекордно малом угле крена - всего 50 градусов (для сравнения, у обычного морского сейнера этот угол равен 70 градусам).

Чтобы нивелировать указанные неприятности, стали увеличивать длину катамаранов до 30-40 метров. Такие парусные гиганты были продемонстрированы на самой первой кругосветной регате III-го тысячелетия. Однако и там дело не обошлось без катастрофы.

Необходимость создания безопасного массового многоцелевого маломерного судна, свободного от недостатков традиционных судов, продиктовала поиск новой конструктивной основы такого судна.

И такой маломерный быстроходный корабль - "пентамаран-ППР" изобретен в России Робертом Ряйккененом. Автор нашел оригинальное решение конструктивной основы маломерного судна - пространственную плавающую решетку (ППР).

Маршрут юбилейной Гранд-регаты "Колумб-500" 1992 года, осуществленной под эгидой ЮНЕСКО, стал первой автономной Трансокеанской испытательной трассой яхты уникальной конструкции - пентамарана "Гелиос" длиной 19 метров.

"Гелиосу" предстояло пройти испытание из разряда смертельно опасных. Вблизи берегов Сицилии неизвестным теплоходом, идущим на полной скорости, был нанесен неожиданный ночной таранный удар в борт пентамарана. Любой парусник в такой ситуации был бы попросту раздавлен, как яичная скорлупа, и размолот мощными винтами. Однако уникальные конструктивные особенности пентамарана помогли избежать не только катастрофы, но и неминуемой гибели российской команды из шести человек. Несмотря на серьезные повреждения - потеря четырех гермоотсеков одного борта от форштевня таранщика, пробившего корпус на глубину шести метров, - пентамаран успешно продолжил свой сверхдальний и необычно быстрый бег.

"Штормовой птицей" называли пентамаран, когда он заходил в порты или яхт-клубы Средиземноморья. И не случайно: сопротивление опрокидыванию сохранялось даже при крене 70-80 градусов. Мало того, верхнюю палубу не заливало волнами, и команде не было необходимости привязываться к корпусу и надевать "непромоканцы", как это делается на обычных яхтах.

По скорости "Гелиос" превзошел самые крупные парусники мира, например "Седов" и "Крузенштерн". Большая энерговооруженность обеспечивалась парусами площадью 500 квадратных метров. Главная особенность, обеспечивающая высокую скорость пентамарана, заключена в том, что конструктивные находки и расположение пяти корпусов в пространстве обеспечивают саморегулирование - выбор оптимального текущего кренового режима движения (одного из трех) при изменении ветровой обстановки.

В чем же основные преимущества нового класса маломерных судов - полимаранов?

1. Сохранение высокого сопротивления опрокидыванию даже при больших углах крена, например 70 градусов, что принципиально недоступно для всех других типов традиционных судов, особенно для "катамаранов" и плотов (включая надувные спасательные плоты ПСН), которые сохраняют безопасный угол крена лишь в пределах 10-15 градусов.

2. Возможность безопасного приставания даже к каменистому мелководному берегу при наличии нескольких пробоин в корпусе; безопасное приставание и швартовка к борту качающегося под действием штормовых волн судну или стационарному причалу.

3. Относительно широкая рабочая палубная площадь, стабилизированная по качке даже в условиях дрейфа и произвольного изменения ориентации к фронту волны, не заливаемая волнами, создающими опасность смывания человека или снаряжения за борт.

4. Возможность преодоления встречного шторма с помощью универсального движителя с гребным и парусным устройствами.

Было бы странно, если бы эти уникальные характеристики полимаранов не подтолкнули Роберта Ряйккенена к созданию 8-метрового спасательного средства - "пентамаран-ППР" (микро). Пространственная плавающая решетка - "пентамаран-ППР" сбрасывается с воздуха в непосредственной близости к терпящим бедствие. Причем пентамаран не просто падает - он планирует на "ровном киле", осуществляя мягкое приводнение вместе с двумя спасателями. Все остальное - дело техники: два спасателя помогают потерпевшим крушение выбраться на палубу "пентамарана-ППР".

Сам Роберт Ряйккенен планирует сейчас показательные выступления в кругосветных регатах на 60-футовых пентамаранах "Гелиос" и 70-футовых "Гелиос-2". Соревноваться пентамараны будут в классе парусных "гигантов".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
626
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
637
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
866
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
613

Другие новости