Социологи утверждают, что наши метафоры создают содержание нашей культуры. Сегодня такой глобальной (и даже тотальной) метафорой стало понятие "сеть". И действительно, универсальность новой метафоры кажется абсолютной: сетевой график, нейронная сеть, сетевая экономика, сетевая логика, информационная сеть, сетевое предприятие, причинные сети, сетевой интеллект, сетевое общество... Даже у эпидемиологов появился термин - "венерические сети".
Любопытно, однако, что законы, по которым развиваются эти сети, аналогичны тем, по которым строится и развивается глобальная компьютерная сеть - интернет.
Именно Всемирная Паутина (WWW) приобретает сегодня критически важное значение в формировании бизнеса, культуры и самого общества. Итак, зафиксируем еще раз принципиально важный вывод: культуры являются порождением коммуникационных процессов. Или, в терминологии социолога Никласа Лумана, воспроизводство общества - это не воспроизводство особей, а воспроизводство коммуникаций.
Пару недель тому назад Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD) представила ежегодный "Доклад по электронной торговле и развитию". В этом документе констатировалось, что к концу 2002 г. число постоянных пользователей сети интернет составит 655 млн. человек. По сравнению с 2001 г. рост интернет-аудитории достиг 30% (см. таблицу). Согласно оценкам экспертов из UNCTAD, за 2002 г. в сети было продано товаров и услуг на сумму 2,3 млрд. долл. По прогнозу, в 2003 г. этот показатель составит 3,9 млрд. долл., а к 2006 г. 18% всех сделок купли-продажи в мире будет проходить в сети.
А что происходит в России?
В начале октября 2002 г. были опубликованы данные, полученные в результате опроса, проведенного фондом "Общественное мнение". 8,8 млн. человек, или 8% всего населения России, являются пользователями интернета. В процентном отношении в рейтинге фонда лидирует Москва - с интернетом знакомы 27% жителей столицы. Вторую строчку занимает Санкт-Петербург - 21%. В целом же, если исключить Москву и Петербург, во всех федеральных округах число пользователей интернета не превышает 5-8% населения.
Эта статистика на самом деле имеет символическое значение. Дело в том, что, согласно эмпирическим маркетинговым исследованиям, взрывной рост на интернет-рынке какой-либо страны происходит именно после того, как к сети подключатся более 10% населения. (Работает известный эмпирический закон, установленный социологами: если в каждом десятом табачном киоске не будет какого-то одного определенного сорта сигарет, возникает ажиотажный спрос на табачные изделия данной марки и как следствие - дефицит.) Итак, в глобальном масштабе (655 млн. человек) этот 10-процентный порог уже перейден. А в США, например, интернетом пользуются более 50% населения.
Как видим, близка к этому 10-процентному порогу и Россия. Но пока аудитория российского интернета (рунета) составляет не более 8% всего населения страны (по оптимистическим оценкам; а взрослого, электорального возраста - и того меньше), ожидать непосредственного влияния интернета, например, на избирательный процесс, было бы преждевременно. (Хотя, не забудем, что Москва и Санкт-Петербург уже никак не назовешь сетевыми провинциями.)
Впрочем, показатель в 10% - величина в значительной степени условная. Так, существуют оценки, согласно которым в распространении идей критической точкой становится 5% популяции. Правда, чтобы их убедить, следует достичь своим сообщением 50% популяции. При переходе через 20% идея уже живет своей жизнью и более не требует интенсивной коммуникативной поддержки.
И все-таки что ждет социум, перешагнувший 10-процентный порог представительства в глобальной компьютерной сети интернет?
Изменения, которые вносит сеть в фундаментальные основы человеческой цивилизации, в самом обобщенном виде нашли свое выражение в концепции так называемого "информационного общества". "Основу этого общества образует информативность, - отмечают финский исследователь Пекка Химанен и один из самых известных современных социологов Мануэль Кастельс. - Это означает, что определяющее действие во всех сферах человеческой практики предпринимают на основе информационных технологий, что такие действия организованы (в глобальном масштабе) в информационные сети и сосредоточены на обработке информации (символов)".
По экспертным оценкам, после 2000 г. 70% всей продукции в мире будет производиться за счет наукоемких отраслей; а к 2015 г. внешний рынок наукоемкой продукции должен достичь 6 трлн. долл. в год, из них до 2 трлн. долл. составят информационные услуги. Уже сегодня в глобальной финансовой компьютерной сети ежедневный объем трансакций достигает 1 трлн. долл.
Выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2000 г., глава крупнейшей мировой медиакорпорации "AOL+Time-Warner" Стив Кейз подчеркивал, что сеть станет местом, где не только растет число пользователей-покупателей, но и местом, где будут культивироваться стремления, вкусы, фантазии, стиль жизни.
Все это дало повод известному итальянскому публицисту Джульетто Кьезе заявить: "Сам собой напрашивается вывод, что в современном обществе именно культура меняет содержание и общественный статус. В XIX веке и до последней четверти ХХ века культура считалась синонимом свободы и прогресса как индивидуума, так и общества. Сегодня же культура превратилась просто в одну из сфер экономики и средство извлечения прибыли. Культура изменила свое имя - теперь ее зовут информация".
И это похоже на правду. Так, по данным фирмы Аlеха Internet (http://www.alexa.com/), объем информационного наполнения интернета составил в 1998 г. около 12 терабайт (12х1012 байт) информации. (Информационная емкость легендарной Александрийской библиотеки примерно 1011 байт.) Согласно результатам того же исследования, в среднем в сети ежедневно появлялось полтора миллиона новых страниц - около 20 в секунду. Натурально - из сети слова не выкинешь┘
Количество пользователей интернетом на 10 тыс. населения |
|||
Регион |
2001 |
2000 |
Прирост в % |
Африка |
85 |
59 |
43,4 |
ЮАР |
701 |
549 |
27,5 |
Египет |
93 |
71 |
31,1 |
Кения |
160 |
65 |
145 |
Тунис |
412 |
261 |
58,1 |
Латинская Америка |
497 |
373 |
33,5 |
Бразилия |
464 |
294 |
57,7 |
Мексика |
349 |
274 |
27,1 |
Чили |
2002 |
1658 |
20,8 |
Аргентина |
800 |
675 |
18,6 |
Перу |
1149,7 |
974 |
18,0 |
Северная Америка |
4932 |
4469 |
10,4 |
США |
4995 |
4507 |
10,8 |
Канада |
4353 |
4130 |
5,4 |
Азия |
437 |
303 |
44,3 |
Япония |
4547 |
2931 |
55,1 |
Китай |
260 |
174 |
49,7 |
Южная Корея |
5107 |
4025 |
26,9 |
Тайвань |
3490 |
2810 |
24,2 |
Индия |
68 |
54 |
25,5 |
Европа |
1805 |
1359 |
32,7 |
ФРГ |
3642 |
2918 |
24,8 |
Великобритания |
3995 |
3012 |
32,6 |
Россия |
293 |
211 |
38,9 |
Польша |
984 |
725 |
35,8 |
Швеция |
5163 |
4558 |
13,3 |
Океания |
2772 |
2511 |
10,4 |
Австралия |
3723 |
3445 |
8,1 |
Новая Зеландия |
2807 |
2167 |
29,6 |
Мир в целом |
823 |
641 |
28,4 |