0
3030
Газета Интернет-версия

12.03.2003 00:00:00

Философия зрения профессора Тахчиди

Тэги: тахчиди, хирург, офтальмолог, зрение


"Здесь - катаракта; здесь - пока непонятно, начало операции┘ Это эндоскопическая операция. Через два миллиметровых разреза в глазное яблоко вводится световолокно 0,8 миллиметра в диаметре и специальная иголочка - тоже около миллиметра. Высвечивается содержимое глаза, и изнутри выполняются оперативные вмешательства".

Генеральный директор Государственного учреждения МНТК "Микрохирургия глаза" им. С.Н. Федорова, профессор Христо Тахчиди поясняет суть проходящих в данный момент операций, находясь перед стойкой из полутора десятков мониторов в кабинете своего легендарного предшественника Святослава Федорова. Говорят, Святослав Николаевич любил повторять одну и ту же фразу, расположившись в кресле перед мониторами: "Начинайте! Я все вижу". Сейчас этот кабинет - мемориальный. "А у меня полное ощущение, что здесь какая-то особая энергетика. Здесь даже домашние цветы, которые совсем уже было погибали, выздоравливают", - рассказывает директор кабинета-музея С.Н. Федорова, дочь Святослава Николаевича - Ольга Федорова, сама, кстати, тоже врач-офтальмолог.

"В чем же, собственно, состояло пионерство Федорова?" - обращаюсь я к Христо Перикловичу.

"Одна из его ключевых, базовых идей - внедрение искусственного хрусталика как обязательного атрибута операции, - поясняет профессор Тахчиди. - До него в принципе первым предложил искусственный хрусталик англичанин Ридли в 1949 году. Он сделал более десятка операций, получил много отрицательных результатов и забросил эту идею. Позже этой идеей стали заниматься несколько хирургов: англичанин Чойс, Эпштейн из ЮАР, голландец Бинхорст и Святослав Федоров. Они возродили эту идею и довели ее до состояния реальной технологии. Но пальма первенства шефа (Федорова) заключается в том, что он доказал своей работой, что искусственный хрусталик - это обязательная вещь. Сейчас удаление катаракты без имплантации искусственного хрусталика считается дефектной операцией и допускается крайне редко, в каких-то очень осложненных ситуациях".

Естественно, что когда речь заходит о пересадке чужеродного материала в человеческое тело, возникает проблема отторжения. Но тут офтальмологам повезло, природа как будто решила пойти немного им навстречу. Дело в том, что среда внутри глаза - в иммунном отношении, в отношении отторжения, более благоприятна. Реакция отторжения особенно бурно происходит при соприкосновении активной сосудистой ткани с инородной поверхностью. Через сосудистое русло идет активный "подвоз" иммунологических реагентов, которые распознают чужую ткань и мгновенно запускают процесс агрессии против "чужака". В глазу ситуация несколько спокойнее.

Во-вторых, технологии сегодняшнего дня развиты до необыкновенно высокого уровня. Судите сами. Естественный хрусталик находится в очень тонкой капсуле - сотые доли миллиметра толщиной. Врач эту капсулу должен сохранить, потом в эту капсулу, в этот своеобразный мешок, вставить искусственный хрусталик. В результате материал искусственного хрусталика с тканями не контактирует, он находится в капсульном мешке. А капсульный мешок в биологическом отношении инертен. "Это одна из уловок, с помощью которой мы обманываем защитные реакции организма, - подчеркивает Тахчиди. - Кроме того, достигается прочная фиксация искусственного хрусталика┘ Бывают травмы, когда хрусталик отрывается, начинаешь его разглядывать - его оторвало вместе с мешком".

Сам Христо Тахчиди, несмотря на свое гендиректорство, - практикующий хирург. Его специализация - как раз эндоскопические операции, считающиеся среди офтальмологов одними из самых сложных. Эти технологии в большой степени были разработаны им самим в бытность его директором Екатеринбургского филиала МНТК "Микрохирургия глаза". Особенно бурно они стали развиваться в последние пять лет. В Екатеринбурге Тахчиди оперировал практически ежедневно.

"Самое большое удовольствие мне приносит врачебная деятельность, особенно офтальмология. Управление, администрирование - это всего лишь возможность создать должные условия реализации врача как профессионала для себя и коллег, - настаивает Христо Тахчиди. - В Москве, естественно, сложнее. Пока пытаюсь удержаться на уровне двух операций в неделю. Мой управленческий принцип заключается в том, что ты должен уметь работать так же, как люди, которыми ты управляешь, ты должен знать эту работу изнутри - тогда проще и легче управлять. Тогда не надо много говорить. Принцип - делай, как я, имеет право на жизнь".

Комплекс "Микрохирургия глаза" был образован в 1986 году. В МНТК "Микрохирургия глаза" входит 12 клиник по всей стране, научно-исследовательский институт, завод по изготовлению линз - в начале 1990-х годов это был единственный завод в стране и один из немногих в мире, который производил искусственные хрусталики. В идеологическом, научном плане мы по-прежнему сохраняем лидерство, считает генеральный директор. С 1990-х годов МНТК "Микрохирургия глаза" само содержит свои научные подразделения. Причем до 2001 года ни рубля не было получено на исследовательские работы из госбюджета. За один прошлый год куплено новейшего оборудования столько, сколько было получено за шесть предыдущих лет. При этом опять же не было взято ни рубля кредитов.

"За последние годы нами была разработана технология удаления катаракты с помощью лазерного луча. Причем это единственная в мире технология, с помощью которой можно удалять катаракту любой плотности. Способ механического дробления мутного хрусталика через микроразрезы - тоже наша методика. Очень простая, надежная и дешевая операция, которую можно проводить в любых условиях, так как она не требует дорогостоящего оборудования", - с гордостью перечисляет технологические достижения МНТК Христо Тахчиди.

В МНТК "Микрохирургия глаза" была придумана и уникальная технология лечения глаукомы. В нормальном состоянии естественный отток жидкости из глаза происходит через так называемую дренажную зону. При глаукоме этот естественный канал забивается. Специалисты МНТК "Микрохирургия глаза" предложили использовать внутреннюю стенку канала как своеобразное сито - она мягко, управляемо фильтрует жидкость. Осложнения после операции снизились в десятки раз. Весь мир года три назад начал переходить на эту технологию. В МНТК опыт подобных операций - 15 лет.

В Москве МНТК "Микрохирургия глаза" в прошлом году проведено 40 тысяч операций; в Екатеринбурге - 32 тысячи, в Петербурге - 20 тысяч┘ По комплексу в целом - 200-250 тысяч операций в год. И это не закрывает даже половины потребностей страны.

Российская офтальмология находится на уровне мирового стандарта, с очень хорошей базой, с очень хорошими технологиями, организационными и управленческими схемами. Уникальная модель МНТК с успехом это доказывает. "Такая инфраструктура обеспечивает нашему екатеринбургскому филиалу 60 процентов загрузки, 32 тысячи операций, - поясняет профессор Тахчиди. - А в Екатеринбурге - 1 миллион 200 тысяч жителей; а в 8-миллионной Москве и 10-миллионной области мы сделали лишь 40 тысяч операций. Численность сотрудников московского филиала - 1200-1100 человек; врачей из них - около 200. В Екатеринбурге работают 300 человек, врачей - 35. Если выйти на такой же уровень производительности в Москве, то здесь мы могли бы делать больше 100 тысяч операций в год. Это реально. В одной только Москве потребность в офтальмологических операциях - 150-200 тысяч в год".

Однако все вышесказанное не означает, что в МНТК "Микрохирургия глаза" ратуют за переход к "конвейерному производству". Тахчиди и к научной специализации своих коллег подходит с философской меркой.

Офтальмолог-диагност - это крупный аналитик. Хирург - это человек, у которого мозг - на кончиках пальцев. Реабилитолог - это человек, который должен уметь расшифровать механизм болезни. "И не существует приоритетных или неприоритетных вещей. Есть профессионалы и есть непрофессионалы - в этом вся разница", - такова философия зрения профессора Христо Тахчиди.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
897
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
642
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
320
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
433

Другие новости