0
2166
Газета Интернет-версия

12.03.2003 00:00:00

Наука и общество: "туннельный" эффект

Любовь Стрельникова

Об авторе: Любовь Николаевна Стрельникова - директор агентства научных новостей "ИнформНаука", главный редактор журнала "Химия и жизнь-XXI".

Тэги: наука, общество, взаимодействие


Научное сообщество - это часть общества в целом, пусть и небольшая: менее 1% в России. Но даже эта малая величина принципиально важна, поскольку одно без другого жить не может, как не может жить организм человека без мозга, разве что в коме.

Конечно, обычный человек в принципе должен быть заинтересован в успешном развитии науки по очень простой причине: мы хотим жить дольше, хотим лекарства от рака и болезни Альцгеймера, хотим комфорта и безопасности, чистого воздуха, чистой воды и чтоб никаких энергетических кризисов.

А что же ученые? Надо ли им заботиться о том, чтобы общество было в курсе последних научных изысканий? Полагаю, что большинство из них замашут руками: "Этого нам еще не хватало! Наше дело заниматься исследованиями и искать деньги на них, а с обществом разбирайтесь сами". В этом утверждении скрыто основательное противоречие, ибо взаимодействовать с обществом и искать деньги на исследования - это, по сути, одно и то же.

Процесс этот очень прост. Ученые, получившие научные результаты, доводят их до сведения общества. Сделать это можно единственным способом - через массовые газеты и журналы, радио и ТВ. Постоянные публикации в прессе неизбежно формируют позитивное общественное мнение в отношении науки. Общественное мнение, в свою очередь, принимается во внимание парламентом, формирующим бюджет.

Есть в этом цикле и своего рода "туннельный" эффект. Инвесторы, банкиры, промышленники тоже читают газеты и смотрят телевидение. И если в поле их зрения попадется стоящая, на их взгляд, информация, то она легко может преобразоваться в покупку лицензии, создание опытного производства.

Так почему, спросите вы, этот цикл не работает в России, как положено? Да потому, что в нем самое слабое звено - то, что обеспечивает поступление информации от ученых в СМИ. Давайте признаем, что редкий ученый может просто и понятно объяснить любому, чем он занимается и чем это может обернуться для каждого из нас. Переводчиками с научного русского на обычный русский работают научные журналисты. Но у нас в России научных журналистов, по-настоящему профессиональных и грамотных, считанные единицы. Более того, журналистов с такой специализацией сегодня ни один вуз страны толком не готовит.

Но есть и другая, не менее значимая причина того, что упомянутый цикл в России не работает. Давайте обратимся к западному опыту. Ученым на Западе также приходится искать финансирование для своих исследований, но в отличие от российских коллег они активно взаимодействуют с обществом, понимая ценность и перспективность такой работы. Помню, как прошлой весной я попала в Центр европейских ядерных исследований (ЦЕРН) в Женеве с группой научных журналистов из разных стран. Очаровательный немец, доктор наук, показывал нам лаборатории и очень понятно рассказывал об экспериментах по синтезу антивещества. Делал он это настолько легко и изящно, что я поинтересовалась: "Часто ли вам приходится проводить такие экскурсии и рассказывать людям, которые ничего не смыслят в ядерных исследованиях, о столь сложных экспериментах?" Он мне ответил, что, как правило, это происходит раз в две недели. "Но разве это не отвлекает вас от работы?" - "Отвлекает, конечно, но без этого мы не сможем двигаться вперед". Не потому ли сегодня ЦЕРН - один из самых преуспевающих и продуктивных научных центров в мире?

Итак, обществу нужна наука, а ученым - поддержка общества. Это прекрасно понимают в Европе. Совсем недавно стартовала Шестая рамочная программа Европейского союза, цель которой - создать единое научное пространство Европы, а вслед за ним самую сильную в мире экономику, основанную на научных знаниях. Бюджет программы, к участию в которой приглашены ученые не только Европы, но и всех стран мира, составляет 17,5 млрд. евро на четыре года. Причем 2 млрд. евро будут потрачены на развитие постоянного диалога "Наука - Общество", в котором должны участвовать все: ученые, чиновники, общественники, студенты, школьники, пенсионеры, журналисты, читатели, слушатели и зрители средств массовой информации.

"Пока что диалог достаточно вялый, - признает Мишель Классен, главный редактор журнала по науке и технике Европейской комиссии RTD info. - По данным Европейской социологической службы "Евробарометр", 45% европейцев совершенно не интересуются наукой и ничего не знают о ее достижениях, две трети о науке слышали, но мало".

Пожалуй, лучше всего дела обстоят в Великобритании. Питер Грин, директор Европейского пресс-центра науки и технологий "АльфаГалилео", рассказывал нам, что в 1993 году парламент Великобритании, заметив негативную оценку науки гражданами, после долгих дебатов постановил считать взаимопонимание науки и общества частью государственной политики. Нынче Англия лидирует среди европейских стран по успешности пропаганды своей науки и пожинает приятные плоды от этой многолетней деятельности: увеличилось государственное финансирование науки, приостановилась "утечка мозгов" из Великобритании, оживился интерес молодежи к науке, а профессия научного журналиста стала и вовсе популярной.

Питер Грин считает, что есть как минимум четыре причины, по которым ученый должен взаимодействовать с широкой публикой: обязательства перед налогоплательщиками, привлечение молодежи, обеспечение богатства страны и участие в дискуссиях по острым проблемам науки, уклоняться от которых ученый не имеет морального права. Информацию, идущую от ученых, Питер Грин сравнил с кругами, разбегающимися по воде: чем дальше от науки, тем больше людей она захватывает и тем больше резонанс. Питер Грин считает, что необходимо "вырвать науку из гетто специальных журналов".

В России многое уже сделано за последние три года: появилось специализированное агентство научных новостей "ИнформНаука", первая и самая большая вкладка о науке в "Независимой газете", а затем в "Литературной газете", "Известиях" и "Российской газете". И это приносит (не может не приносить) свои плоды. Во всяком случае, бюджетное финансирование науки в целом в этом году заметно подросло.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
1105
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
1563
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
1927
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
1329

Другие новости