0
7588
Газета Интернет-версия

11.08.2004 00:00:00

Скандал над озером Восток

Тэги: антарктида, озеро, восток, бурение, nature


Недавно в журнале Nature появилась довольно неприятная для России статья. Один из самых знаменитых в мире научных журналов довольно резко наехал на решение России добурить в Антарктике замороженную скважину и проникнуть наконец в верхние слои самого древнего на Земле подледного озера Восток.

Журнал приводит цитаты известных полярных исследователей, заявляющих, что наши попытки, с нашим оборудованием, с нашими возможностями, приведут только к загрязнению озера, просуществовавшего без контакта с внешним миром 20 млн. лет, и навсегда погубят его для дальнейших исследований. Говорилось о конференции в Бремене, проходившей в самом конце июля, где по этому поводу ожидались горячие дебаты. Жан-Робер Пети, французский гляциолог из Гренобля в частности замечает: «Российские исследователи обращались со своими планами в некоторые организации международного сообщества┘ но они плохо разбирались в вопросах загрязнения». Мы ничего не можем сделать, сетуют ученые. Антарктика не принадлежит никому, и мы бессильны предотвратить бурение. Нет закона, который запретил бы русским делать то, что они хотят.

Мы давно и уныло привыкаем к максиме: «Там, где русский, там всегда плохо». Поэтому, когда нам говорят, что мы делаем что-нибудь не так, первое побуждение – поверить. Но хотелось бы все-таки сначала проверить. Тем более что открытие озера Восток почти в самом центре Антарктиды – одна из наших не таких уж многочисленных удач. И тем более что статья в одном из самых главных научных журналов мира оставляет после себя несколько странное впечатление.

Во-первых, некоторой нелогичностью. Загрязнят озеро, по мнению Nature, 60 кубометров керосина, закачанного в скважину, чтобы предотвратить ее смерзание. Загрязнят, потому что (!!!) давление в озере 400 атмосфер и его вода, как только русские проткнут четырехкилометровый ледовый щит, отделяющий озеро от остального мира, брызнет наружу, как шампанское из бутылки. Не совсем понятно, каким образом при этом может произойти загрязнение внутренности бутылки.

Во-вторых, наблюдается некорректность, как правило, совершенно несвойственная прославленному журналу – дав слово обвинителям, он не дал возможности обвиняемому ответить на обвинения. Мы попытались исправить заграничную оплошность и обратились за комментариями к Валерию Лукину, сотруднику Института Арктики и Антарктики (г. Санкт-Петербург), возглавляющему этот проект.

Тот был, мягко говоря, в ярости.

«Статья в Nature есть не что иное, как спланированная пиар-акция против нас, – заявил он корреспонденту «НГ». – Обвинения вздорны, все эти проблемы давным-давно сняты. На конференции в Бремене, о которой говорится в статье Nature, вообще не поднимался вопрос об озере Восток. Статья написана именно для того, чтобы воспрепятствовать России осуществить этот проект. Заставить наших высоких чиновников подумать, а стоит ли. Нужно ли ссориться с Европой из-за какого-то там озера?»

Немного предыстории. С 1970 года на советской антарктической станции «Восток» бурили сверхглубокую скважину, чтобы пробиться через лед, добраться до подстилающего скального основания и взять пробы. Амбициозная, но вполне обычная задача, которую поставили перед собой не только мы. Потом, когда в 1994-м выяснилось, что на глубине четырех километров вместо скального основания под станцией находится самое древнее и самое большое по площади зеркала в мире подледное озеро, возникли проблемы. С одной стороны, хотелось к этому озеру подобраться, с другой – действительно не хотелось этому озеру навредить. Под давлением международного сообщества, да и по собственном размышлении, в 1996 году решено было бурение приостановить – в тот самый момент, когда было пробурено 3623 метра, когда до верхней кромки озера оставалось всего 130, максимум – 150 метров. Скважину залили незамерзающей жидкостью (керосин с фреоном) и стали думать.

Дальше, когда в 1990–2000 годах разобрались с тем, как избежать загрязнения при проникновении в озеро, начались юридические сложности.

По словам Валерия Лукина, главным и единственным юридическим актом международного права, регулирующим характер международных отношений в Антарктике, является Договор об Антарктике, высший орган которого – Консультативное совещание по этому договору. Именно этот орган Жан-Батист Пети назвал «некоторыми организациями международного сообщества», других просто не существует. Именно там, на Консультативном совещании, проходившем в сентябре 2002 года в Варшаве, российская делегация представила международному Антарктическому сообществу свой план бурения, уже одобренный Государственной экологической экспертизой РФ и прошедший всестороннюю оценку воздействия на окружающую среду. После бурных дебатов и соответствующих коррекций, в июне 2003 года в Мадриде, на 26-м Консультативном совещании, международное сообщество согласилось с нашими предложениями.

По этим предложениям Россия возобновляет бурение в конце этого года и к 2006–2007 годам подходит к критической отметке, после которой, за 60 дней до проникновения в озеро, извещает Антарктическое сообщество о своих намерениях туда проникнуть. Далее ученые прокалывают лед до конца и внедряются в озеро. Точней, из-за эффекта шампанского они исследуют замерзшую воду озера, впрыснутую в скважину.

 


Схема расположения подледного озера Восток.
Источник: American Association for the Advancement of Science Presentation

 

Nature прав – наше оборудование несовершенно и, возможно, не годится для того, чтобы проникнуть в озеро. Но, по словам Лукина, специалистами Горного института разработан проект, как его сделать совершенным, и это будет сделано как раз к моменту, когда надо будет осуществлять проникновение. А пока существующим оборудованием вполне можно бурить лед. Технология, как утверждает Nature, «грязная», но более чистых в мире не существует – европейские технологии, уверяет Лукин, «слизаны» с нашей.

«Все эти и многие другие вопросы давным-давно согласованы с международным Антарктическим сообществом, – говорит Лукин. – Возражают лишь те исследователи, которые получают от своих правительств гранты на исследование озера Восток дистанционными методами. Они заинтересованы в том, чтобы как можно дольше оттянуть момент проникновения в озеро. Как только мы туда проникнем, их работа потеряет всякий смысл и соответственно пропадут гранты».

По словам Лукина, в том, чтобы мы как можно дольше не могли добраться до озера Восток, не заинтересованы и высокие правительственные чиновники ряда западных стран – «потому что это Россия». В первую очередь это Великобритания и Германия. «Если бы над этим озером были американцы, – говорит он, – они бы ни у кого не спрашивали разрешения. Они бы давно уже все это реализовали».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
691
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1374
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1209
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2290

Другие новости