1974
Газета Интернет-версия

24.08.2005 00:00:00

Экологическая бомба не взорвалась

Тэги: сорняк, ген, инженер, модификация, экология

В Великобритании появился первый генетически модифицированный сорняк, сообщило агентство Skynews. Для всех, кто хоть немного следит за развитием биотехнологий, эта информация, подтвердись она, должна была бы стать подобной взрыву самой настоящей экологической бомбы, пожалуй – пострашнее чернобыльской катастрофы. Хотя, по внешним признакам, эксперимент – вполне безобидный.

Специальное исследование проводилось сотрудниками Уинфритского технологического центра (Winfrith Technology Centre) по заказу правительства Великобритании. В результате ученые обнаружили, что дикая горчица, «смешавшись» с генетически модифицированными масличными растениями (ГМР), переняла у них повышенную сопротивляемость к гербицидам.

Дело в том, что ГМР, в данном случае – масличный рапс (Brassica rapa), несет в себе целенаправленно внедренный ген, который обеспечивает устойчивость этих растений к гербицидам. Вот дикий родственник Брассики, сорняк Sinapis arvensis, и позаимствовал у нее искусственно добавленные человеком гены. Группа защитников окружающей среды Friends of the Earth мгновенно выступила с предупреждением: если генетически модифицированные масличные растения будут внедряться повсеместно, это может привести к появлению «суперсорняка», нечувствительного к гербицидам, что, в свою очередь, будет иметь чрезвычайно серьезные последствия как для сельского хозяйства, так и для окружающей среды в целом.

Однако нам удалось выяснить существенные детали данного исследования, которые позволяют совсем по-другому взглянуть на результаты проведенного эксперимента.

Прежде всего, как заметил в беседе с корреспондентом «НГ» специалист по генной инженерии растений доктор (PhD) по молекулярной биологии Алексей Конов, сорняк Sinapis arvensis является диким представителем рода Brassica, известного тем, что принадлежащие этому роду растения наиболее легко подвержены не только внутри-, но и межвидовому скрещиванию.

Трехлетнее исследование включало как лабораторные, так и полевые опыты. В поле, при выращивании гербицидоустойчивых растений в количестве 95459, было обнаружено два «близкородственных» переноса генов (к Brassica rapa) и единичный перенос трансгена от масличного рапса к дикому родственнику – Sinapis arvensis.

«Это не первый случай, когда было детектировано перекрестное опыление с переносом трансгена среди близкородственных представителей Брассика (два переноса) и первое – к диким сородичам, – подчеркивает Алексей Конов. – Что вызывает мое удивление – так это такая низкая частота (примерно 1:100.000) в практически «смоделированных» условиях. В Канаде масличный рапс, канола (кстати канола – от Canadian Oil – абсолютно искусственная форма Brassica, созданная без применения генной инженерии), выращивается повсеместно и доля трансгенного масличного рапса (канолы) достаточно высока. Несколько лет назад в Канаде были зафиксированы случаи перекрестного опыления между разными трансгенными и нетрансгенными формами культурной Брассики (что ожидаемо, если поля находятся близко). Но это не привело ни к каким экологическим последствиям, да и не могло привести: как уже было сказано, представители Брассики постоянно обмениваются генами при переопылении, а в отсутствие селективного отбора наличие гена устойчивости к гербициду не несет никаких значимых экологических последствий. Перенос гена к дикому сородичу – более редкое явление (в самом деле, это подтвердил и обсуждаемый эксперимент, хотя о его статистической точности можно спорить), но вполне вероятное. Так что все ожидаемо и ничего нового для экологии тут нет».

Характерно, что это мнение российского эксперта практически совпадает с мнением международного экспертного сообщества. Так, генетик Брайан Джонсон в комментарии для журнала Nature отмечает, что наблюдавшийся перенос генов (характерный для всего рода Brassica) должен быть интерпретирован с большой осторожностью, т.к. условия, в которых он произошел, не являются обычными (точнее, являлись необычными; кстати, возможно, это вежливая констатация недостаточной аккуратности эксперимента. – А.В.) для природных экосистем. При этом последствия (важность) такого переноса «представляется ничтожной».

Примерно в том же духе высказались и специалисты американского Агентства по защите окружающей среды, EPA (Environment Protection Agency).

Означает ли все это, что проблем с внедрением генетически модифицированного рапса в данном случае вообще не существует? По-видимому, нет. «Надо продолжать наблюдения, чтобы понять, может ли такой перенос, если он окажется статистически значимым, оказывать реальное влияние на практику сельского хозяйства – то есть на схемы применения гербицидов, севооборот и т.п. Но не на экологию!» – подчеркивает Алексей Конов.