0
14600
Газета Печатная версия

23.04.2014 00:01:00

И снова об экспорте российского образования

Международный рынок образовательных услуг стал отдельной отраслью мирового хозяйства с миллиардными объемами продаж

Гульнара Краснова

Об авторе: Гульнара Амангельдиновна Краснова – доктор философских наук, профессор.

Тэги: образование, вуз, учеба, диплом


образование, вуз, учеба, диплом Развитие совместных образовательных программ с зарубежными вузами для российских университетов стало частью их стратегии интернационализации. Фото предоставлено пресс-службой РУДН

Приемная кампания в российские вузы фактически стартовала: опубликованы правила приема, определены контрольные цифры приема российских и иностранных граждан, для контрактников утверждена стоимость обучения. Если с приемом россиян все достаточно ясно и на него вряд ли окажут влияние последние события в Украине и Крыму, то с приемом иностранцев все не так просто. На выбор иностранным абитуриентом вуза влияют много факторов, начиная с вопросов престижности вуза и программы, признания его диплома в мире и заканчивая вопросами безопасности пребывания, уровнем жизни. Так сколько иностранцев сделают выбор в пользу российского вуза в этом году?

Кто они – страны-экспортеры

В качестве обязательных принципов для стран, предоставляющих образовательные услуги студентам-иностранцам, специалисты выделяют следующие: 

– обязательная гарантия качества предоставляемых услуг и присуждаемых квалификаций за счет ужесточения систем аккредитации и контроля качества;

– тесное взаимодействие между национальными агентствами по оценке качества и аккредитации для обеспечения международного признания квалификаций;

– соответствующая визовая политика в интересах стран – экспортеров образовательных услуг.

По статистике по числу обучающихся иностранных граждан на первом месте стоят США, на втором – Великобритания, на третьем – Германия. Далее следуют Франция, Австралия, Испания и Канада. В двух странах из вышеперечисленных, Германии и Франции, обучение иностранцев бесплатное.

Известные международные рейтинги лучших университетов мира подтверждают из года в год статистику приема иностранных студентов по ведущим странам-экспортерам. В первую десятку лучших университетов рейтинг QS 2013 года включает американские университеты – Массачусетский, Гарвардский, Стэнфордский, Йельский, Чикагский, Калифорнийский, Принстонский, два старейших европейских заведения – Кембридж и Оксфорд, а также Лондонский университет и Лондонский Королевский колледж. Всего же в топ-100 американских университетов – 29, английских – 19.

Среди государств – поставщиков студентов эксперты особо выделяют страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), где проживает почти 60% мирового населения. Около 43% от общей численности иностранных студентов в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – из АТР, в частности из КНР, Республики Корея, Индии и Японии. Большая часть этих студентов отправляется на учебу в США, Великобританию и Австралию. Все студенты оплачивают обучение сами.

Доходы Российской Федерации от всех форм и программ обучения иностранных граждан экспертами оцениваются менее чем в 1% от финансовых показателей мирового рынка образования. В 2011–2012 годах обучалось по очной форме около 125 тыс. иностранных студентов. Из них, из стран дальнего зарубежья, то есть «настоящих» иностранцев, оказывается чуть больше половины – 51%, а из стран СНГ – 47,3%; страны Балтии добавляют еще 1,2%. Для сравнения Советский Союз занимал третье место в мире по количеству иностранных студентов, что составляло примерно 10% от всех иностранных студентов, обучающихся за рубежом, и в количественном отношении равнялось 126,5 тыс. человек.

К числу основных причин, тормозящих развитие экспорта российских образовательных услуг, следует отнести: недружелюбное визовое, миграционное и трудовое законодательство для иностранных граждан; слабую информированность о российской системе образования за рубежом; проблемы с признанием российских дипломов; слабые показатели российских вузов в мировых рейтингах и др.

Формы экспорта образования

Экспорт образовательных услуг осуществляется в трех направлениях (формах): привлечение на обучение иностранных граждан непосредственно в страну, открытие образовательных учреждений за рубежом и распространение образовательных программ за рубежом.

«Внутренняя интернационализация» (internationalisation at home), или мобильность студентов, – эта форма появилась исторически первой вместе с зарождением университетов. В разное время, по разным причинам мобильность студентов во всем мире то увеличивалась, то сокращалась. Но во всех случаях причинами данной формы интернационализации являлись и являются экономические, финансовые, академические, культурные, идеологические, проявляющиеся в разном сочетании.

Международное образование – один из наиболее быстрорастущих экспортных секторов. Всемирный рынок образования оценивается в 1,5 трлн долл. При этом глобальный спрос на высшее образование составляет 97 млн мест, а спрос на международное высшее образование – 1,8 млн мест. По прогнозам IDP Education Australia, к 2025 году спрос на международное образование стремительно увеличится и составит 262 млн мест, при этом доля высшего образования будет составлять не менее 7,2 млн мест.

Экспорт образования станет одной из наиболее прибыльных отраслей экономики, как в финансовом плане, так и стратегически. Это продиктовано тем, что студенческая мобильность отражается не только на цифрах финансовых показателей, связанных с затратами на обучение и необходимыми расходами на проживание. Трудоустройство по окончании вуза и возможная натурализация в стране обучения являются не менее важными факторами, влияющими на получение высшего образования за рубежом.

Необходимо отметить, что практически все страны ОЭСР столкнулись со сложной демографической ситуацией. В связи с этим произошли изменения в миграционной политике даже в таких консервативных странах, как Германия. Вместе с тем проблемы со студенческими визами остаются по-прежнему актуальными. Наряду со стоимостью обучения получение визы и связанные с этим проблемы зачастую определяют выбор студентом страны обучения.

Славянские университеты

Еще одна форма экспорта образования – экспорт учреждений. Речь идет об открытии новых учебных заведений за границей: филиалов, представительств, совместных образовательных центров. Необходимо отметить, что это менее распространенная форма экспорта в настоящее время. Она требует политических решений и крупных финансовых вложений.

Причиной экспорта учреждений в большей степени являются политические задачи. Интернационализация в этом случае является орудием внешней политики. Примером этой формы экспорта могут стать американские, французские, славянские университеты в разных странах мира.

Так, Российская Федерация на территории государств – участников СНГ открыла в разное время четыре славянских университета: Российско-Армянский (Славянский) университет (г. Ереван) открыт в 1999 году, Киргизско-Российский (Славянский) университет (г. Бишкек) – в 1993 году, Белорусско-Российский университет (г. Могилев) – в 2003 году. В 2001 году президенты России и Украины одобрили проект строительства в Харькове крупнейшего российско-украинского университета. К сожалению, проект до сегодняшнего дня не реализован.

Славянские университеты являются образовательными учреждениями высшего профессионального образования совместного ведения Российской Федерации и национального суверенного государства и пользуются статусом государственных высших учебных заведений Российской Федерации и национального суверенного государства.

Славянские университеты лицензируются Министерством образования и науки РФ и Министерством образования и науки национального суверенного государства. Университеты являются самостоятельными субъектами с правами юридического лица, в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации и Конституцией национального суверенного государства. В целом об успехе этих университетов говорит и тот факт, что в национальных рейтингах стран эти университеты занимают первую тройку.

Открытие филиалов российских вузов за рубежом сталкивается с целым рядом проблем, в числе которых отсутствие законодательной базы, финансирования и государственной поддержки. Успешным можно признать только опыт открытия филиалов в СНГ Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова. Но в данном конкретном случае МГУ действует в рамках межгосударственных соглашений и имеет государственную поддержку.

В целом же международные эксперты признают, что в настоящее время открытие филиалов за рубежом связано с репутационными рисками для вуза, кадровыми проблемами и отсутствием четких стратегий по открытию и функционированию филиалов в долгосрочной перспективе. На волне моды филиалы за рубежом растут как грибы, головные вузы выкачивают финансовые средства, не вкладываясь в развитие инфраструктуры и не развивая образовательных программ.

Привлечь студентов из-за рубежа можно в том числе современной экспериментальной базой.	Фото предоставлено пресс-службой РУДН
Привлечь студентов из-за рубежа можно в том
числе современной экспериментальной базой.
 Фото предоставлено пресс-службой РУДН

GATS под подозрением?

Экспорт образовательных услуг в сфере высшего образования не случайно попал в сферу внимания Всемирной торговой организации (ВТО). Предоставление услуг в сфере высшего образования регулируется Генеральным соглашением по торговле услугами (GATS). Задача ВТО состоит в обеспечении доступности и качества образовательных услуг для их потребителей, с одной стороны, и с другой – в обеспечении гарантий образовательным учреждениям, реализующим мобильные программы и открывающим свои кампусы за рубежом (мобильность учреждений).

Вместе с тем специфические особенности образовательной услуги и противоречий системы правоотношений между субъектами образовательного процесса и системой общественного использования результативного эффекта образовательной услуги порождают критическое отношение к инициативам ВТО. Так, в отношении обеспечения доступности и качества образовательных услуг, регулируемых GATS, академическое сообщество во всем мире и студенческие союзы высказывают целый ряд опасений. К примеру, наиболее авторитетная часть академического сообщества, включая и Американский совет по образованию, не участвует «в этом начинании, поскольку инициатива WTO несет в себе определенную угрозу подлинной революции в высшем образовании, которая потенциально означает, что в нашем понимании роли университета произойдут глубокие перемены, – пишет Филипп Альтбах, директор Центра международного высшего образования. – Последствия этой революции огромны и пока недостаточно изучены».

Основные опасения академической общественности сводятся к следующим моментам: 

– введение национального и институционального контроля и регулирования в образовательной сфере со стороны правительств;

– угроза традиционным идеалам университета: независимости университетов и академической свободе профессорско-преподавательского состава;

– сокращение бюджетных ассигнований на высшее образование;

– ликвидация бесплатного образования.

Основные опасения со стороны национальных государств: 

– утрата суверенного права правительств определять собственную образовательную политику;

– утрата позиций национальных университетов при высокой конкуренции с организациями – провайдерами образовательных услуг.

Дискуссии вокруг GATS продолжаются. Здесь мне бы хотелось высказать некоторые соображения в отношении вышеуказанных опасений.

Влияние ВТО на национальные системы образования будет зависеть только от тех обязательств, какие возьмут на себя национальные государства. Сектор бесплатного образования ВТО не затрагивается. Если страны сами не изъявят желания отказаться от государственного финансирования системы образования (чего и не произошло), то ВТО не будет включать это положение. В свете дискуссий о платном и бесплатном образовании и необходимости разграничения международного образования и торговли услугами в сфере образования появился термин «некоммерческая интернационализация».

Случай России

Развитие совместных образовательных программ с зарубежными вузами для российских университетов стало частью их стратегии интернационализации. Впервые появившиеся в последние десятилетия ХХ века совместные образовательные программы в настоящее время функционируют в большинстве университетов мира, их количество растет ежегодно.

В новом образовательном законодательстве, введенном в России в действие 1 сентября 2013 года, впервые указаны нормы, касающиеся функционирования совместных программ. Вместе с тем при практической реализации совместных программ, как и при их открытии, остаются нерешенные вопросы, связанные с нормативной, организационной, содержательной и финансовой сторонами процесса реализации.

Под международной программой совместных степеней (International joint degree programs) понимаются образовательные программы, созданные двумя и более университетами, расположенными в разных странах. Как правило, такие программы имеют интегрированный учебный план и признают кредиты друг друга. Студенты обычно обучаются в двух или более вузах: местном и зарубежных. И по окончании получают один диплом, подписанный университетами – участниками программы.

Важно различать отличие программы совместных степеней от программ двойных степеней только в итоговых документах, получаемых студентами. После обучения на международной программе двойных степеней (International dual/double degree programs) студенты становятся обладателями дипломов каждого университета, участвующего в программе двойных степеней.

В 2011 году Институт международного образования (США) и Свободный университет Берлина (Германия) провели международный опрос 245 вузов из 28 стран, по результатам которого был опубликован доклад «Совместные программы и программы двойных степеней в мировом контексте». Исследование показало, что наибольшее количество вузов, имеющих совместные программы, – из Австралии, Франции, Германии, Италии, Великобритании и США. При открытии совместных программ 32% вузов фокусируются на иностранных студентах, на выпускниках вуза – 25% и выпускниках местных вузов – 16%.

Большинство реализуемых и планируемых к реализации программ относится к менеджменту, бизнесу и инженерным наукам. Популярны также социальные науки, физико-математические и компьютерные науки. Большинство опрошенных планируют в ближайшее время развивать совместные программы в докторантуре инженерных наук.

Наиболее привлекательными партнерами для открытия программ являются вузы Китая, США, Франции, Индии и Германии, возглавляющие национальные рейтинги в своих странах. Китайские университеты – приоритет № 1 для австралийских, американских и английских университетов. А американские университеты предпочитают французские, немецкие и итальянские университеты.

Среди основных причин для открытия совместных программ респонденты отметили следующие: расширение линейки предлагаемых вузом образовательных программ, усиление сотрудничества в области науки, интернационализации, узнаваемость вуза за рубежом. Основные вызовы для вузов, открывающих совместные программы, – финансовая устойчивость программы, языковые барьеры, набор студентов и перезачет кредитов.

Представляется, что для российских вузов создание и реализация совместных образовательных программ является самой перспективной формой реализации экспорта образовательных программ. Благоприятное законодательство, переход на бакалавриат-магистратуру, традиционно развитое межвузовское сотрудничество – залог успеха таких программ.

Экспорт образования всегда связан с геоэкономическими и геополитическими интересами страны. До настоящего времени у России нет внятной и понятной стратегии развития экспорта образовательных услуг. С уменьшением числа иностранных студентов пропорционально уменьшается и влияние пресловутой «мягкой силы». И о конкурентоспособности российской образовательной системы и ее интеграции в мировую образовательную систему можно только рассуждать. Очевидно, что вопросы экспорта образовательных услуг необходимо переводить в плоскость реализации внешней политики России и уделять им первостепенное внимание.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Московские школьники – покорители умных вершин

Московские школьники – покорители умных вершин

Татьяна Астафьева

Тренеры победителей и призеров олимпиад раскрыли секреты подготовки столичных учеников

1
849
Кадровая кузница Офицерского корпуса отметила 75-летие

Кадровая кузница Офицерского корпуса отметила 75-летие

Анатолий Жильцов

0
1363
Опять учиться!

Опять учиться!

Екатерина Янковская

И вот стою я, простая русская баба, в душе – страх, а во лбу горит трояк по литературе  

0
2243
У нас

У нас

0
271

Другие новости

Загрузка...
24smi.org