Газета Интернет-версия

24.12.2014 00:01:00

Установлен возраст зеленого змия

Тэги: алкоголь, этанол, эволюция, гоминиды

алкоголь, этанол, эволюция, гоминиды Алкоголь и никотин – спутники эволюции человека еще с баснословных времен. Фото Reuters

Среди главных новостей (top stories) декабрьского выпуска журнала Science зафиксированы научные ответы на банальные вопросы: почему мы любим алкоголь и чем опасно курение для мужчин?

Вы собираетесь в пятницу, перед выходными, немного расслабиться и принять рюмку коньяка или стакан французского вина. Ваше желание снять стресс в конце недели с помощью этанола, оказывается, уходит в очень далекие времена – примерно на 10 млн лет. Возможно, это объясняет то, почему глоток спиртного и сегодня остается на первом месте в списке средств для снятия стресса!

Группа ученых-биологов во главе с профессором Мэтью Карриганом из Санта Фу Колледжа (штат Флорида, США) в декабрьском номере журнала Proceeding of the National Academy of Sciences («Вестник Национальной академии США», PNAS) опубликовала результаты исследования, посвященного истории эволюции предков человека. Оказывается, не последнюю роль в этом процессе играл такой фактор, как употребление этилсодержащих продуктов в пищу. До сих пор многие ученые считали, что подобное могло происходить не ранее чем 9 тыс. лет тому назад, когда люди начали употреблять более питательную и энергоемкую пищу.

Группа профессора Карригана «извлекла» из 19 современных приматов протеиновые метки процесса дегидрогенизации алкоголя и проследила предполагаемую последовательность прохождения этого процесса в течение долгой истории эволюции наших предков. Ученые создали аналоги древнейших протеинов и проверили их способность метаболизировать этанол. Опыты показали, что самые древнейшие формы протеина ADH4, которые могли присутствовать у первых приматов, способны были разрушать очень медленно лишь незначительное количество этанола. А вот у наших общих предков – у шимпанзе и горилл, с которыми наши эволюционные пути разошлись примерно 7–10 млн лет назад, – протеины оказались способными переварить этанол более чем в 40 раз эффективнее!

«Именно в это время произошли значительные климатические изменения, и приматы слезли с деревьев, где они питались фруктами, начали использовать для питания широкие возможности грунтовых пространств», – пишет профессор Карриган. Это означает, что приматы впервые начали употреблять фрукты, упавшие на землю, которые были уже охвачены процессом сахарного брожения. Это означает, что они начали аккумулировать этанол. Таким образом, началась эра мутации ADH4 с быстрым увеличением этанола в крови живых организмов. Стало быть, этанол стал важной движущей силой улучшения пищевого рациона.

Приматы при такой мутации начали употреблять более разнообразную пищу и в гораздо большем объеме. Эволюция, по существу, вступила в революционную фазу – на путь появления современной цивилизации, где этанол уже в совершенно новых формах продолжает играть важную роль и поныне. Кстати, по совсем свежим статистическим данным, Россия занимает второе место в мире по употреблению крепких напитков на душу населения. Кто же в лидерах? Оказывается… Эстония. Эксперты объясняют феномен «эстонского лидерства» вполне прозаическими причинами: эстонцам сильно помогают финны – мощные соседи по угро-финской языковой группе, десятки тысяч финнов предпочитают провести свои выходные в Таллине за бутылкой крепкой водки.

Что касается курения, то оно, безусловно, основное зло – причем массовое зло, охватывающее около 700 млн человек, возможно, даже больше. Полмиллиарда из них до начала ХХI века были мужчины. О них и идет речь в Science. Курение уничтожает огромное количество Y-хромосом у постоянно выкуривающих по одной пачке в день мужчин. Ученые выявили, что у курящих мужчин Y-хромосом в крови в три-четыре раза меньше, чем у некурящих. Многократное уменьшение концентрации мужской Y-хромосомы – прямой путь к сокращению жизни и огромный риск заболевания раком.

Кстати, Россия с населением в 140 млн человек, по статистике ВОЗ, занимает четвертое место в мире по числу курящих после таких крупных стран, как Китай, Индонезия и США, численность населения которых значительно выше.

По данным статистики ВОЗ, в 2009 году число курящих в КНР составило около 300 млн человек, то есть почти четвертая часть населения. Они употребляли около 2,5 трлн сигарет в год, что значительно больше, чем в Индонезии, США, России, Японии, вместе взятых. Предполагают, что в Китае злостное курение ежегодно убивает 1 млн человек, включая 100 тыс. малокурящих или оказавшихся в курительных помещениях. По данным ВОЗ, к 2050 году этот показатель может достичь 3 млн человек, если Китай не предпримет активных действий.

Муниципальное правительство Пекина 28 ноября 2014 года приняло постановление о запрещении курения во всех общественных помещениях, которое вступит в силу с 1 июля 2015 года. Американские обозреватели в Китае отмечают, что принято правительственное постановление о запрете курения во всех городских зданиях страны с 2015 года. Этому долгое время сопротивлялась могущественная государственная компания China National Tabacco Corporation, которая приносит в бюджет страны миллиарды долларов.

«Решение Пекина «жизнь без курения» является огромной победой общественных сил страны», – подчеркивает Микаил Блумберг, бывший мэр Нью-Йорка, который в составе руководства благотворительной компании «Билл Гейтс и Мелинда Гейтс Фонд» принимает активное участие в образовательной и общественной кампании против курения в Китае.

Еще одно необычное открытие французских ученых уходящего года: целующиеся в течение полутора-двух минут передают друг другу около 80 млн бактерий и других вредных вирусоподобных составляющих.

В общем, веселого вам Нового года!