Газета Интернет-версия

09.11.2016 00:01:00

Сухой остаток. Великие о физике и химии

Дайте мне материю, и я построю из нее мир. Кант

* * *

Содди заметил гелий только потому, что он его искал. М.П. Бронштейн

* * *

…Только из насыщенного раствора мнений начинают выпадать кристаллы истины. В.В.Латышев

* * *

Вольность и союз наук необходимо требуют взаимного сообщения и беззавистного позволения в том, что кто знает упражнять. Слеп физик без математики, сухорук без химии... М.В.Ломоносов

* * *

В действительности существует непрерывная цепь от физики и химии через биологию и антропологию к социальным наукам, цепь, которая ни в одном месте не может быть разорвана, разве лишь по произволу. Большое внутреннее сходство имеют также и методы исследования в отдельных областях науки. Это стало особенно очевидным в наше время и доставило всей науке внутреннее и внешнее преимущество. Планк

* * *

Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии, с картинами мастеров живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области... А.Е. Арбузов

* * *

Не скрою, меня в отдельные минуты манила иная жизнь и иная судьба, но даже короткое раздумье неизменно возвращало меня в лоно химии. Наверное, потому, что в ней я видел и романтику, и красоту, она нередко требовала находчивости и мужества, быстрой реакции, в ней приходилось переживать не только удачи и блестящие финиши, но здесь нередко тебя подстерегали разочарования и опасности. Мне кажется, что все это вместе и означает – призвание...  Ю.А. Овчинников

* * *

Все указывает на то, что материя обладает гораздо большим числом свойств, чем нам известно. Мы только еще на берегу огромного озера. Сколько вещей остается открыть. Вольтер

* * *

Кто-то спросил однажды, как можно разыскать Гудийра (изобретателя вулканизации резины). Ему ответили: «Если вы увидите человека в резиновом пальто, резиновых ботинках, резиновом цилиндре и с резиновым кошельком в кармане, а в резиновом кошельке ни одного цента, то можете не сомневаться – это Гудийр».  Уилсон

* * *

... Я напоминаю историю хлора в ответ тем, которые имеют обыкновение перед каждым новым фактом задаваться вопросом: какова польза от него? Когда Шееле открыл хлор, это вещество оставалось без употребления. Это было его детство и период бесполезности; но теперь оно возмужало, и мы... свидетели его мощи. Фарадей

* * *

Для химика-экспериментатора нет большего удовлетворения, как стоять непосредственно за рабочим столом и видеть, как шаг за шагом распутывается клубок противоречий и загадок, как рождается новое вещество. А.Е. Арбузов

* * *

Простые идеи относительно валентности и химической связи, сформулированные столетие назад, имели неоценимое значение для науки и человечества. Медленно, но неуклонно эти идеи вырастали в современную теорию химического строения, которую можно характеризовать как одно из содержательных и могучих обобщений, касающихся природы Вселенной, когда-либо делавшихся человеком. Полинг

* * *

Химик, если он подлинный первопроходец... знает, что каждый шаг на длинной дороге, приведшей его к открытиям, – за исключением последнего маленького шага, сделанного им самим, – был старательно пройден его предшественниками и коллегами и подарен ему как свободный дар прошлого. Содди

* * *

Химия завода расточает энергию, химия природы ее собирает. Подражание живой природе есть химия будущего. А.Е. Арбузов

* * *

Несомненно, что вскоре генетики окажутся в положении химиков-синтетиков, которые давно не ограничивают свое искусство образцами, данными природой, и создают поразительное по своему разнообразию множество органических соединений – творений человеческого разума, созданий его умелых рук.  А.А. Баев

* * *

Не говоря уже о том, что такие грядущие свершения химии, как создание высокотемпературных сверхпроводников или молекул, обладающих свойствами транзисторов, приведут к качественному скачку в энергетике и информатике, великое будущее химии видится в химической бионике. В.И. Гольданский

* * *

Главная цель передовой технологии – отыскание способов производства полезного из бросового, бесполезного. Д.И. Менделеев