Газета Интернет-версия

24.05.2017 00:01:00

Стрела времени. Научный календарь. Май-июнь, 2017

Май

1913 (13 мая по ст. ст.) – в Петербурге первый в мире тяжелый многомоторный самолет «Русский витязь» конструкции Игоря Сикорского успешно прошел испытания в полете. Через два с половиной месяца он установит мировой рекорд, продержавшись в воздухе 1 час 54 минуты с семью пассажирами.

1994 – в Принстонской физической лаборатории плазмы на устройстве типа «ТОКАМАК» ученые получили плазму с температурой 510 000 000 градусов Цельсия и удостоились упоминания в Книге рекордов Гиннеса.

1959 – с мыса Канаверал (США) в космос впервые отправились две обезьяны-шимпанзе Авель и Бейкер, которые затем благополучно приземлились.

1919 – наблюдения полного затмения Солнца, проведенные Артуром Эддингтоном, полностью подтверждают теорию относительности Альберта Эйнштейна.

Июнь

1910 – первый полет И.И. Сикорского на биплане «БиС № 2».

1920 – Эрнест Резерфорд высказывает гипотезу о существовании нейтрона.

1910 – родился сэр Кристофер Сидней Кокерелл, британский инженер-изобретатель, впервые создавший в 1955 году судно на воздушной подушке.

1783 – первый полет теплового аэростата, построенного французскими изобретателями Э. и Ж. Монгольфье.

1910 – состоялся официально зарегистрированный полет аэроплана русской постройки Я.М. Гаккеля.

1950 – Советское правительство разослало всем заинтересованным сторонам свое заявление, в котором говорилось о непризнании никаких решений в отношении Антарктиды, принятых без участия СССР, напомнив о приоритете русских открытий в Антарктике. Международный договор об использовании Антарктики только в мирных целях и свободе научных исследований на шестом континенте был заключен в 1959 году.

1954 – умер Алан Тьюринг (род. 1912 г.) - британский математик и логик, работы которого послужили основой для создания современных ЭВМ.

1998 – в Швейцарии состоялся общенациональный референдум. Население альпийской конфедерации должно было высказаться «за» или «против» запрещения производства и распространения трансгенных животных, всех экспериментов с генетически модифицированными организмами или растениями. Противники генетических исследований с размахом провели свою рекламную кампанию. Их главными лозунгами были: «Нам нужен здоровый хлеб» и «Гены = опасность». В ответ швейцарские ученые призывали: «Не повторяйте ситуацию с Галилеем». Около 70% швейцарцев в ходе референдума высказались за продолжение работ в этой области.

1929 – родился Эдуард Уилсон, американский зоолог, профессор, один из авторитетнейших в мире специалистов по муравьям, основоположник так называемой социобиологии.

1943 – венгр Ласло Биро изобрел шариковую ручку. Он работал по заказу британских Королевских воздушных сил, которым требовалась ручка, способная писать на больших высотах при низком давлении.

1929 – докладами секретаря ЦК ВКП(б), активного борца с религией Е.М. Ярославского и члена Политбюро ЦК партии Н.И. Бухарина в Москве открылся всесоюзный съезд «безбожников».

1979 – на самолете «Госсамер Альбатрос» с мускульным педальным приводом, построенном Полом МакКреди, американский велогонщик Брайан Аллен перелетел через пролив Па-де-Кале со скоростью 29 км/час. За создание самолета и организацию перелета создатель мускулолета получил приз Collier Trophy.

1819 – родился Антал Регули (ум. 1858) – венгерский ученый, географ и путешественник, исследователь Сибири. Доказал происхождение языка венгров (мадьяр) от уральской ветви народа манси (финноугорской языковой группы).

1944 – во время обстрелов Лондона была впервые применена крылатая ракета «Фау-1», созданная в фашистской Германии.

1955 – опубликовано сообщение об открытии одного из коренных месторождений алмазов Якутии – кимберлитовой трубки «Мир».