Газета Печатная версия

21.05.2019 19:48:00

Человек разумный поставил себя вне эволюции и за это скоро поплатится

Роковая ошибка Homo sapiens как вида

Тэги: антропология, человек, человечество, апокалипсис, выживание, эволюция, вселенная, астрономия

антропология, человек, человечество, апокалипсис, выживание, эволюция, вселенная, астрономия От всего этого урбанистического великолепия может не остаться и следа менее чем за сотню лет. Фото Pixabay

Сегодня, 22 мая, по решению ООН отмечается День биологического разнообразия. Эта тема в последние годы чаще всего звучит в контексте неминуемой биосферной катастрофы. Впрочем, апокалиптика всегда была популярным жанром. И с этим ничего не поделаешь: «Omne ignotum pro magnifico est», – говорили древние римляне («Все неизвестное представляется величественным»). И этот подсознательный трепет перед неизвестным все более явственно обретает признаки научной теории. Это делает вещи, ранее представлявшиеся величественными, по-настоящему ужасными. Именно поэтому от них стараются просто отмахнуться.

Выживут вредители и нахлебники

Британский палеонтолог Дугал Диксон в своей книге «После человека. Зоология будущего» (М., 2017) отмечает: «Одна из тенденций, которую… можно легко заметить, – это разрушительное воздействие, оказываемое человеком на выверенное природное равновесие». Диксон описывает результат работы эволюции через 50 млн лет после исчезновения человека разумного как вида. Что послужит исходным материалом для эволюции? Скорее всего, это будут «виды животных, сейчас преуспевающих вопреки или благодаря присутствию человека и переживших его, – те, кого человек расценивает как вредителей и нахлебников. Они выживут с наибольшей вероятностью, нежели сильно видоизмененные и ослабленные близкородственным скрещиванием животные, которых он выводит и искусственно сохраняет ради удовлетворения своих собственных потребностей». То есть прощайте, коровки, курочки, собачки, кошечки…

А что же случилось с Homo sapiens? «Человеческое знание росло, особенно значительно в области медицинских наук, – пишет Дугал Диксон. – Генетические дефекты, которые в дикой природе могли бы оказаться смертельными и были бы отсеяны естественным отбором, множились, поскольку их носителям позволялось жить и размножаться».

Что в итоге? Если все живое предпочитает эволюционировать, чтобы выжить, то человек действует принципиально по-другому: он изменяет под себя окружающую среду, чтобы остаться неизменным. «Проще говоря, он остановил эволюцию применительно к самому себе, – резюмирует Диксон. – Результатом этого стал мир, обремененный популяцией существ, неспособных выжить без их собственного разумного вмешательства, мир, отданный на удовлетворение нужд человека, мир, отравленный его отходами… Человечество, более неспособное к адаптации, бесконтрольно устремилось навстречу собственному неизбежному вымиранию».

Впрочем, еще пара-тройка десятков миллионов лет у «голой обезьяны» – так иронично называет представителей вида Homo sapiens известный британский биолог Десмонд Моррис – в запасе есть. И все же первые последствия существования вне эволюции уже зафиксированы.

Эволюционный финиш

Медико-социологическое исследование профессора медицины из Университета Париж Декарт Жан-Франсуа Туссена, проанализировавшего данные за последние 120 лет, показало, что человечество выжало из своей природы максимум возможного. Результаты этой работы были опубликованы в конце 2017 году в журнале Frontiers in Physiology.

Учитывались продолжительность жизни, средний рост и физические способности. В расчет брались также генетические факторы и внешняя среда. «Эти показатели больше не растут, несмотря на продолжающийся прогресс в питании, медицине и науке. Значит, современное общество уже позволило виду (Homo sapiens. – «НГН») достичь собственных границ. Мы – первое поколение, которое это осознает», – подчеркивает профессор Туссен. А в качестве эмпирического доказательства приводятся, например, такие данные.

Несмотря на колоссальный прогресс медицинской науки и общественного здравоохранения, максимальная зарегистрированная продолжительность жизни человека так и не превысила 120 лет. Средний рост с 1980-х остается на уровне примерно 170 см для женщин и 180 см для мужчин.

Человеческий вид вышел на стадию плато, делает вывод Туссен. Растет только число людей, выходящих на максимальные для вида Homo sapiens показатели. Хотя и это посчастливится сделать не всем. Изменения окружающей среды, включая климатические, могут спровоцировать откат в плане размеров человека и продолжительности его жизни. Так, в ряде африканских стран за последние 10 лет средний рост жителей уменьшился.

В январе 2019 года немецкий журнал Stern рассказал о масштабном антропологическом исследовании, результаты которого были опубликованы в Journal of Hand Therapy. Оказывается, сила кистей рук молодых мужчин (237 испытуемых от 20 до 34 лет) упала за последние 30 лет на 20%. Сегодня этот показатель составил примерно 49 кг, а в 1985 году в среднем он равнялся 58,5 кг. А исследование 2013 года, проведенное в 28 странах, показало: чтобы преодолеть расстояние 1,6 км, современным детям нужно на 90 секунд больше, чем в 1975 году (разница – 5%).

102-12-3.jpg
Было только четыре вида саблезубых тигров,
все они вымерли. Плейстоценовый смилодон
(«ножезуб») – одна из самых больших
саблезубых кошек, крупнее льва или тигра.
В Америке саблезубых кошек еще застал
древний человек. Художник И. Чеверева,
открытка 1986 года
Так что сценарий, который рисует Дугал Диксон, представляется не таким уж и фантастичным. Тем более что у него в последнее время появились и независимые подтверждения.

Группа исследователей из Орхусского университета (Дания) провела компьютерное моделирование эволюционных процессов с целью определить: сколько времени потребуется для восстановления уже потерянных и близких к вымиранию видов. Исходным импульсом для исследования послужил тот факт, что за последние 450 млн лет произошли пять глобальных катаклизмов, когда окружающая среда настолько резко изменилась, что большинство видов растений и животных на Земле исчезло. Однако всякий раз эволюция заполняла освободившиеся места новыми видами.

Есть вполне обоснованное предположение, что сегодня происходит шестое глобальное вымирание биоты. Например, в этом году ООН представила первое за последние 15 лет исследование об уничтожении видового разнообразия на Земле. К 2050 году на планете вымрет почти 1 млн видов животных. Но уже сегодня 75% суши, 40% океана и 50% речных вод уже «демонстрируют деградацию».

И на этот раз очередное вымирание вызвано антропологическим воздействием. Эволюция просто не успевает компенсировать ущерб, наносимый человеческой деятельностью.

По оценкам датских ученых, для восстановления биоразнообразия потребуется от 3 млн до 5 млн лет. При этом выявилась интересная закономерность. «Крупные млекопитающие, мегафауна, такие как гигантские ленивцы и саблезубые тигры, вымершие около 10 тыс. лет назад, были в высшей степени эволюционно различны. Поскольку у них было мало близких родственников, их вымирание означало, что целые ветви эволюционного дерева Земли были срублены», – поясняет руководитель исследования палеонтолог Мэтт Дэвис. И добавляет: «Существуют сотни видов землероек, поэтому они могут пережить несколько вымираний. Было только четыре вида саблезубых тигров; все они вымерли».

Если продолжить эту логику, то невольно приходится напоминать: на сегодняшний день известно существование на Земле только одного вида человека разумного – Homo sapiens sapienses («человека разумного разумнейшего» – так в некоторых таксономических системах определяют наш вид). Родни у «разумнейшего» на одном ярусе эволюционного древа не осталось минимум 10–12 тыс. лет назад. А может быть, и раньше.

Время еще есть!

Но даже несмотря на всю эту апокалиптику, возможно, больше всего в этой истории поражает другое – монотонность и неотвратимость, с которой эволюция возобновляет свое ремесло. Иногда она демонстрирует это наглядно.

14 ноября 1963 года после извержения подводного вулкана, которое длилось около трех лет, у берегов Исландии образовался маленький островок – Сюртсей. Изначально площадь острова была примерно 2,7 кв. км, но эрозия и волны уменьшили его площадь до 1,5 кв. км. Ученые начали проводить биологические исследования с первых же дней возникновения Сюртсея. Так как остров состоял лишь из вулканической пемзы, ученые смогли наблюдать, как на нем зарождается жизнь буквально с нуля. По их словам, первые микроорганизмы появились здесь уже спустя несколько часов! Постепенно на островке стали появляться растения, насекомые и птицы.

102-12-2.jpg
Плезиоадапис – один из древнейших лемуров.
Жил около 50 млн лет назад на территории
Северной Америки. Человек, обезьяны,
лемуры принадлежат к отряду приматов,
то есть первейших животных. Художник И.
Чеверева, открытка 1986 года
И Среднерусская возвышенность не составляет в этом смысле исключения. Совсем недавно ученые из Института математических проблем биологии РАН и Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН (Пущино) провели исследование заброшенных пахотных земель центра европейской части России (зона умеренных лесов). Оказалось, что зарастание деревьями неиспользуемых участков в этой природной зоне происходит сразу же после выведения земель из сельскохозяйственного оборота. А ведь экологическая теория гласила, что на заброшенной земле первые пять лет проходит травяная стадия, потом кустарниковая, потом лесная.

«Наши результаты показали ключевую роль травяных пожаров в формировании различий в почве и растительности при восстановлении заброшенных земель, – поясняет Лариса Ханина, заведующая лабораторией вычислительной экологии ИМПБ РАН. – Расселение лесных видов без пожаров происходит очень быстро, если это поле рядом с лесом, богатым разными видами. В литературе можно встретить оценки на уровне 100, 200, 300 лет. На заповедных землях мы увидели, что уже через 20 лет происходит восстановление лесной флоры на бывших пашнях».

Так что не надо тешить себя никакими иллюзиями: в случае, если по каким-либо причинам человек вдруг исчезнет с лица Земли, то уже через 200 тыс. лет на планете не останется никаких следов его пребывания. Последняя оценка – из довольно старого уже, 2006 года, исследования, опубликованного в журнале New Scientist.

По прогнозам английских ученых, в течение первых 20 лет после исчезновения человечества под слоем растительности окончательно пропадут сельскохозяйственные угодья, проселочные дороги, улицы деревень и небольших городков. Впрочем, города-гиганты, такие как Лондон, продержатся немногим дольше – 50 лет. Раньше других обрушатся деревянные строения. Конструкции из стали и стекла окончательно развалятся за 200 лет. Даже от египетских пирамид через 1000 лет после исчезновения человека останутся руины.

Выбросы углекислого газа еще 100 лет будут оказывать влияние на климатические изменения, но уже через 1000 лет природа вернется в состояние, предшествующее эпохе индустриализации. Дольше всего – примерно 2 млн лет – о человеке будут напоминать радиоактивные отходы. Однако, как отмечают авторы исследования, вряд ли кому бы то ни было придет на ум связать их с Homo sapiens, от которого к этому времени не останется никаких следов.

Скромный повод для эволюционного оптимизма дает астрономия.

В 2015 году Международный астрономический союз на своем очередном собрании обнародовал астрофизические данные, которые позволили оценить скорость затухания Вселенной. Попросту говоря, оставшееся время жизни Вселенной. Результаты были опубликованы в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society. Резюме таково. За последние 2,3 млрд лет интенсивность излучения звезд уменьшилась в два раза. По мнению астрофизиков, наша Вселенная уже прошла пик максимума интенсивности такого излучения, а примерно через 100 трлн лет погаснут ее последние звезды (красные карлики).

Дальше – пустота? Еще нет. Останутся черные дыры, нейтронные звезды, белые и коричневые карлики, а также последние холодные планеты. А вот через квадриллион (1015) лет и от планет ничего не останется; через 10 квадриллионов лет нейтронные звезды и карлики сольются со сверхмассивными черными дырами. Последние прекратят свое существование в результате излучения Хокинга примерно через 1099 лет.

Время еще есть. В буквальном смысле слова.