0
1211
Газета Печатная версия

10.09.2019 18:11:00

В чем провинились зеленые технологии

Монополии на формулирование стратегий развития не должно быть

Герман Кричевский

Юрий Ткаченко

Об авторе: Герман Евсеевич Кричевский – доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, вице‑президент Нано‑технологического общества России; Юрий Леонидович Ткаченко – кандидат технических наук, доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана.


Ученые НИЦ «Курчатовский институт» активно занимаются не только атомной физикой, но и нейробиологией. Фото агентства «Москва»

Последние 10–15 лет самым популярным, ключевым словом среди ученых и политиков стало слово «кризис». И это соответствует реальной действительности XXI века. Только кризис не один, а их много. И это на фоне 4‑й научно‑технологической революции и перехода развитых стран «золотого миллиарда» из 6‑го в 7‑й технологический уклад.

Все эти кризисы – экологический, демографический, ресурсный, технологический, нравственно‑этический – связаны между собой прямо и косвенно. Можно нарисовать карту этих связей как диагноз серьезной болезни современного человечества. Конечно, это порождает разные рецепты и формулы универсального и локального их купирования. Поскольку все эти кризисы касаются нашей страны, то они обсуждаются и на уровне федеральных указов. Более того, президент Владимир Путин в своем выступлении на юбилейной 70‑й сессии ООН предложил в качестве выхода из общепланетарных кризисов взять на вооружение природоподобные технологии (ПТ). Правда, президент не разъяснил, что надо понимать под ПТ и как их применять. Но президент страны и не должен этого делать, это не его задача. Эта задача научного экспертного сообщества.

Ответы на эти вопросы даются в многочисленных статьях и публикациях сотрудников Национального исследовательского центра «Курчатовский институт». Согласно этим публикациям, многие беды мира могут быть решены с помощью НБИКС (нано-, био-, инфо-, когно-, социо-) технологий и ПТ. При этом между НБИКС и ПТ ставится знак равенства. Нам такая трактовка представляется ошибочной, и мы выскажем свой взгляд на эти два очень важных, но не тождественных направления, добавив плотно примыкающие к ним зеленые технологии (ЗТ).

НБИКС‑технологии – это комплекс конвергентных, глубоко связанных друг с другом технологий, являющихся движителем современной 4‑й научно‑технологической революции. Конвергентность этих технологий обуславливает междисциплинарность и синергию роста потока инноваций, но при этом одновременно возникает много побочных отрицательных эффектов (технологический кризис). Использование междисциплинарного принципа НБИКС при решении проектов малого, среднего и мегауровня приносят ежегодно прибыли на уровне многих триллионов долларов.

Зеленые технологии – это один из ответов на экологический кризис. Они первоначально зародились в конце прошлого века по отношению к химическим технологиям, которые наносили окружающей среде непоправимый урон. Появилось такое общественное явление, как хемобоязнь, хемофобия.

Ученый‑химик и эколог Пол Анатос сформулировал 12 принципов зеленой химии. Суть этих принципов сводится к тому, что технологии должны быть безотходными, а полупродукты и конечные продукты – безопасными для окружающей среды и человека, как и сама технология на всех ее стадиях. ЗТ отличаются от промышленной экологии и инженерной защиты среды, которые фокусируются на утилизации отходов в широком смысле этого слова (не только твердых, но и жидких и газообразных). ЗТ предусматривают безотходность всех технологий – от «колыбели» до конечного продукта. Принципы зеленой химии очень быстро распространились на все технологии (зеленая энергетика, зеленая нанотехнология, зеленый текстиль и др.).

Природоподобные технологии (миметика, бионика, биомимикрия) осваивались человеком с самого начала цивилизации, на протяжении всей истории человека и продолжают успешно использоваться в настоящее время практически во всех сферах деятельности. ПТ означают аналитическое наблюдение за функционированием живых организмов, законами их поведения, обусловленными эволюционным развитием живой природы и использованием этих принципов для решения конкретных задач, полезных для человека.

ПТ – это, например, революционное одомашнивание диких животных, окультуривание диких растений, технологии приготовления хлеба, вина, кисломолочных продуктов, современная архитектура, экономичный транспорт всех видов, солнечная энергетика (фотовольтаика). В конце концов с некоторой натяжкой атомная и ядерная энергетика (подобия процессов на Солнце). Ведь на Земле существует природный урановый реактор – в Окло в африканском Габоне.

Из приведенных постулатов всех трех важнейших технологических комплексов, определяющих развитие современной цивилизации и судьбу будущих поколений, следует, что они не тождественны друг другу, но конвергентно связаны, дополняют друг друга и должны использоваться не вместо, а вместе друг с другом. Так, в НБИКС могут быть встроены ПТ (в основном в био- и когнотехнологии). В НБИКС могут быть и зеленые технологии, но далеко не всегда. Зеленые технологии могут быть одновременно природоподобными, но тоже далеко не всегда. ПТ всегда безотходные и потому – зеленые.

Каждый из этих подходов имеет свои достоинства и недостатки, разную степень реализации сегодня и трудности реализации завтра. Все эти три направления поддерживаются ООН, ЕС и правительствами многих стран.

В России НБИКС и ПТ организационно, финансово, мировоззренчески, монопольно сконцентрированы в НИЦ «Курчатовский институт». Это чрезвычайно опасно, как монополия в любой области. Эти направления, проекты имеют важное общественное значение и должны широко обсуждаться с участием Российской академии наук, университетского экспертного сообщества, научных и инженерных общественных организаций. Монополия в этом конкретном вопросе приводит к серьезным смысловым ошибкам (приравнивания НБИКС к ПТ), признанию себя мировыми пионерами и лидерами в вышеуказанных направлениях, что не соответствует действительности.

Так, НБИКС‑технологии как важнейший научно‑технологический кластер были впервые сформулированы Михаилом Рокко, американцем румынского происхождения, еще в начальные годы XXI века. Они были обозначены как приоритетные направления в стратегии развития США, в федеральных документах. А вот теоретические основы ПТ применительно к средообразованию в целом, а не только к отдельным организмам, принципы достижения гармонии общества и биосферы, впервые сформулировал академик Владимир Вернадский.

Вышеуказанная монополия в науке, исключительное право определения важности каких‑либо научных направлений и монополия на их донесение до лиц, принимающих решения, приводят к принципиальным смысловым нестыковкам в государственных актах. Указом президента от 13 мая 2017 года № 208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» этот документ был утвержден. Между тем в качестве нежелательных и вредных технологий в стратегии записаны: «12. К основным вызовам и угрозам экономической безопасности относятся:  6) изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы и структуры их потребления, развитие энергосберегающих технологий и снижение материалоемкости, развитие «зеленых технологий»… 25) установление избыточных требований в области экологической безопасности, рост затрат на обеспечение экологических стандартов производства и потребления». В то же время, как мы отметили выше, президент Владимир Путин публично выдвигал ПТ-технологии как приоритетные на сессии ООН.

Сотрудники НИЦ «Курчатовский институт» также в своих публикациях выдвигают ПТ как приоритетные и при этом считают, что НБИКС и ПТ тождественны друг другу. Возникает нестыковка между указом и этими публичными выступлениями. Если бы такие важнейшие документы, как этот указ, публично обсуждались, а монополии на научное мнение не существовало, то такие несоответствия не возникали бы. Раньше экспертом по важнейшим проблемам науки и техники выступала Академия наук СССР. Теперь, к сожалению, эту роль выполняет одна организация – НИЦ «Курчатовский институт».

Еще один частный, но важный вопрос – отражение обсуждаемых направлений на всех уровнях образования. Безусловно, указанные технологии: НБИКС, ЗТ и ПТ должны преподаваться в средней и высшей школах с точки зрения их междисциплинарности. Каждый образованный человек должен знать основы этих технологий как определяющих развитие цивилизации в XXI веке. В то же время создавать специальные кафедры НБИКС в университетах, как это происходит в настоящее время, весьма спорно. Подготовить специалиста‑всезнайку по всем важнейшим технологиям современности – задача невыполнимая. Другое дело, что при выполнении проектов любого уровня для получения эффективного результата в команду исполнителей целесообразно включать специалистов по всем этим направлениям.

В заключение следует повторить, что НБИКС, природоподобные и зеленые технологии являются важнейшими направлениями мировой науки и многих практик. Их необходимо поддерживать на государственном уровне, реализовывать усилиями многих организаций и специалистов, включать в образовательные программы и учебные планы средней и высшей школы.

Обсуждение состояния, проблем и путей реализации этих конвергентных технологий не должно быть монопольно передано в какую‑либо одну организацию.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Московские школьники – покорители умных вершин

Московские школьники – покорители умных вершин

Татьяна Астафьева

Тренеры победителей и призеров олимпиад раскрыли секреты подготовки столичных учеников

0
421
Торговлю с Китаем Россия поднимет на космическую высоту

Торговлю с Китаем Россия поднимет на космическую высоту

Михаил Сергеев

Москва и Пекин отмечают 70-летие дипломатических отношений новыми экономическими проектами

1
688
Учителя боятся честно и открыто говорить о своем начальстве

Учителя боятся честно и открыто говорить о своем начальстве

Елена Герасимова

Более всего население доверяет педагогам с большим стажем

0
509
Уроки целомудрия могут проникнуть в учебные программы

Уроки целомудрия могут проникнуть в учебные программы

Елена Герасимова

Изменения по всем предметам не за горами, Минздрав уже создал прецедент

0
476

Другие новости

Загрузка...
24smi.org