Газета Печатная версия

22.10.2019 22:12:00

Первые бородастики Азии

Тэги: бородастики, птицы

бородастики, птицы Карта современного распространения семейства бородастиковых (черная заливка): звездочками отмечены места находок ископаемых форм, крупная звезда – местонахождениие Тагай на Байкале. Источник: Volkova N.V. The first fossil barbet (Aves, Ramphastidae) from Siberia // Journal of Ornithology (2019)

На берегу озера Байкал впервые найдены остатки тропических птиц из семейства бородастиковых возрастом 16–18 млн лет (конец раннего – начало среднего миоцена). Эти птицы крайне редко встречаются в ископаемой летописи – на сегодняшний день находки бородастиков единичны. Современные бородастики – небольшие яркоокрашенные птицы, которые живут в тропических лесах Африки, Азии и Южной Америки. По современной систематике они близкие родственники туканов, а вместе они близки к медоуказчикам. Всё это – лесные птицы из отряда дятло-образных.В результате экспедиционных работ Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН (ПИН РАН) на Байкале найдены фрагменты коракоида, плечевой и локтевой костей. Остатки были отнесены к ископаемому роду Capitonides, описанному ранее из раннего и среднего миоцена Центральной Европы.

По словам автора исследования, научного сотрудника ПИН РАН Натальи Волковой, данная находка совершенно неожиданная, так как это первые ископаемые бородастики, найденные на  территории Азии. До этого были известны лишь единичные находки бородастиков из Европы и Северной Америки.

Бородастик с берегов Байкала жил примерно 16–18 млн лет назад одновременно с бородастиками из Европы и Северной Америки. В это время на месте Байкала располагались мелкие теплые озера, по берегам которых бродили носороги и примитивные лошади – анхитерии, а также обитали экзотические для Северной Евразии и Северной Америки птицы, например попугаи. Первый попугай из Восточной Сибири был обнаружен в том же местонахождении на берегу Байкала несколько лет назад. Присутствие бородастиков и попугаев в Сибири свидетельствует о более мягком и теплом климате в этом регионе в раннем и среднем миоцене.

По материалам пресс-службы Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН