0
21335
Газета Печатная версия

27.06.2016 00:01:00

Российское машиностроение в условиях кризиса

Прошедший год заложил позитивные тенденции в отрасли

Родион Сурков

Об авторе: Родион Евгеньевич Сурков – кандидат экономических наук , MBA, коммерческий директор по ключевым клиентам ООО «ТД «Русэлпром».

Тэги: машиностроение, электрооборудование, электродвигатели, импортозамещение


машиностроение, электрооборудование, электродвигатели, импортозамещение Объемы торговли электродвигателями падают. Схема предоставлена автором

Министерство экономического развития РФ подвело итоги социально-экономического развития страны в прошедшем году, в соответствии с которыми индекс производства электрических машин и электрооборудования в 2015 году по отношению к уровню 2014 года составил всего 88,1%. Таким образом, отрасль сократилась на 11,9%. В подтверждение моей гипотезы, сложив индекс «объем промышленного производства» и индекс «инвестиции в основной капитал» (96,6% и 91,6% соответственно), получаем сумму –11,8%. Похоже, что теория теперь стала аксиомой и не требует доказательств. Очевидно, что падение отрасли на 70% связано с сокращением инвестиционной активности в промышленности, существенным замедлением проектов капитального строительства, расширения производств и пр. 

Дополнить картину необходимо данными о ввозе–вывозе электродвигателей в РФ.

Импорт в страну электродвигателей (все коды ТНВЭД от 750 Вт до более 750 кВт) в 2015 году в стоимостном выражении сократился на 27%, а экспорт на 21%. 

Основную долю в импорте занимают асинхронные двигатели мощностью от 750 Вт до 7,5 кВт, затем следуют двигатели до 37 кВт, фактически на самые «маленькие моторы» приходится около половины всего ввоза в стоимостном выражении.  Этот факт объясняется относительной слабостью национальных производителей указанной номенклатуры электродвигателей. 

В дополнение к структуре интересно будет рассмотреть динамику изменения объемов поставок в 2015 году по отношению к 2014-му. Учитывая общий масштаб сокращения импорта, уменьшение объемов поставок произошло во всех сегментах. Наибольшее падение произошло по тяговым электродвигателям (–44%) и в наиболее популярных категориях электродвигателей от 7,5 кВт до 75 кВт (–33%). Важно отметить, что столь значительное снижение зарегистрировано именно во втором полугодии прошлого года, в это время с мая появился устойчивый растущий тренд курса иностранной валюты. 

Становится очевидным, что курс иностранной валюты 65–70 руб. за доллар стал критическим для компаний, закупающих электродвигатели для коммерческих нужд с целью перепродажи. Экономический эффект от приобретения в азиатских странах электродвигателей для перепродажи в России существенно снизился, так как цена стала сопоставимой с предложением национальных производителей. 

Показательно в этой связи отметить падение объемов ввоза из Китая трейдерами «большой тройки»: «Элком», «Энерал», «Воронежский ЭМЗ», которые ввезли на треть меньше моторов, снизив свои обороты совокупно с 34,8 млн до 23 млн долл. Однако благодаря росту цен на основные материалы в России местные изготовители вынуждены были также повышать цены, что несколько смягчило давление на коммерческих перепродавцов (посредников).

Теперь, думаю будет интересно, раскрыть страновую структуру ввоза.

Более 70% всего импорта приходится на семь стран. Традиционными лидерами являются Германия и Китай. Однако говорить, что они конкурируют, можно лишь условно, так как их предложения находятся в разных ценовых сегментах. На основании данных таможенной статистики приведу расчетный показатель – индекс «доллар за кг», который часто используют как индикатив. Так, в случае в Германией индекс равен 15,5 долл./кг, а индекс Китая 2,53 долл./кг, то есть разница в 6 раз! Очевидно, что из Азии везут массовую и дешевую продукцию. 

Как отмечалось ранее, в 2015 году общий импорт «похудел» на 81,6 млн долл., из них 21,5 млн долл. потеряли китайские производители, еще Венгрия и Италия по 8,4 млн и 6,9 млн долл. соответственно.

Отмечу, что украинские производители недосчитались 27,6 млн долл. по причинам, не связанным с колебанием курса национальной валюты. Потери страны зависят от политических факторов. В расчет приняты традиционные продукты украинского экспорта (тяговые генераторы и двигатели для РЖД и общепромышленные электродвигатели).

Это, правда, касается и российских производителей, поставлявших свою продукцию в Украину. Так, из РФ в Украину поставлялось двигателей и генераторов на 27,9 млн долл. в 2013 году, затем 19,5 млн долл. в 2014-м и, наконец, всего 8,1 млн долл. в 2015 году. Однако сальдо внешней торговли всегда было в пользу соседей и потеря российского рынка для них более болезненна.

Хочется особо выделить две страны, нарастившие свои поставки в Россию: это Япония и Молдавия. Каждая прибавила по 4,5 млн долл. В первом случае это призошло благодаря поставкам двигателей для привода вагонов метро от компании HITACHI, во втором – это продажи специальных взрывозащищенных двигателей НП ЗАО «Электромаш» на фоне снижения поставок из Украины.

В заключение несколько слов о ключевых трендах прошедшего года, которые продолжатся и в текущем году. К ним относятся :

– борьба за рынок и глубина дисконтирования. Анализируя инжексы долл./кг, отмечается достаточно агрессивный демпинг со стороны «дорогих» брендов из Европы. Судя по сведениям ФТС, активно раздают скидки (до 20%) на продукцию производители из Германии, Венгрии, Польши, Италии. Видимо, для удержания на рынке они жертвуют маржой. А вот китайские поставщики уже вряд ли смогут продолжить ценовые войны, так как скидок в прошлом году уже практически не выдавали, и это понятно, учитывая низкую ценовую базу;

– импортозамещение. Уровнем переключения на российское предложение становится курс 75–78 руб. за доллар при условии стабилизации роста цен на материалы на внутреннем рынке. Для России это означает, что целевое предложение необходимо сделать компаниям, активно импортирующим электродвигатели за-за рубежа;

– целевая рыночная активность. Требуется сосредоточиться на молдавском производителе НП ЗАО «Электромаш» (г. Тирасполь). Учитывая имеющуюся информацию о номенклатуре поставляемых изделий, целевом уровне цены и некоторых заказчиках, можно выстроить эффективную систему конкурентной борьбы в целевых продуктовых сегментах.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Аэрофлоту" разрешили покупку 100 новых Boeing и Airbus

"Аэрофлоту" разрешили покупку 100 новых Boeing и Airbus

0
910
Финляндию догонять не надо, с ней надо кооперироваться

Финляндию догонять не надо, с ней надо кооперироваться

Юрий Пискулов

Почему в международных цепочках создания добавленной стоимости российские предприятия довольствуются минимальными доходами

0
3465
Немцы советуют русским догнать и перегнать Финляндию

Немцы советуют русским догнать и перегнать Финляндию

Анатолий Комраков

Отечественное машиностроение оказалось на 23-м месте в мире

0
4428
Даже слабый рубль не помогает импортозамещению

Даже слабый рубль не помогает импортозамещению

Анастасия Башкатова

Экономика пока не преодолела товарную зависимость от других стран

2
3522

Другие новости

Загрузка...
24smi.org