0
1443
Газета Печатная версия

13.05.2019 16:11:00

"Умный дом" в Европе и России

Как стимулировать интерес российских потребителей к искусственному интеллекту

Александр Федотов

Об авторе: Александр Федотов – генеральный директор GfK Russia.

Тэги: умный дом, интернет вещей, голосовой помощник, автоматизация


умный дом, интернет вещей, голосовой помощник, автоматизация На схеме отображено, как может работать приложение «Умный дом». Схема предоставлена автором

В 2018 году только в крупнейших европейских странах объем продаж «умных» устройств для дома составил 2,5 млрд евро, а темпы роста составили 12% по сравнению с прошлом годом. В России, по данным мониторинга исследовательской компании GfK, ежемесячно продается в среднем 100 тыс. «умных» устройств для дома на сумму 23,5 млн евро.

«В странах, где «умный дом» получил устойчивое развитие, главным фактором успеха стали голосовые AI-помощники и переход к клиентоцентричности, то есть от продаж технологий к продвижению решений для конкретных нужд потребителей», – комментирует тенденции рынка Андрей Тимошенко, глава сектора потребительской электроники GfK Rus.

Основные функциональные сегменты «умных» устройств:

– эффективность (энергоэффективность, энергосбережение и т.п.);

– удобство (автоматизация и повышение производительности);

– развлечения (все, что связано с созданием впечатлений);

– безопасность (контроль, обеспечение безопасности и спокойствия);

– здоровье (здоровье и фитнес; комфорт).

В исследованных GfK странах мира успешными направлениями «умного дома» по итогам 2018 года являются следующие:

– развлечения: смарт-ТВ и потоковые аудиоустройства позволяют получать незабываемый мультимедийный опыт;

– автоматизация дома и безопасность: 63% оборота приходится на камеры наблюдения; далее по значимости в этом сегменте идут LED-лампы и устройства терморегулирования;

– «умная» бытовая техника: второе место по размеру (13-прцентная доля в обороте) и темпам роста (+51% прирост оборота).

Ключом к росту продаж категории в исследованных странах стало развитие экосистем «умного дома». Центром управления таких экосистем чаще всего является смартфон и/или «умные» колонки с технологией распознавания речи.

За последние четыре года (с 2015 по 2018-й) совокупные продажи устройств с управлением со смарта выросли в исследованных странах практически в два раза. В России показатели также впечатляют – продажи подобных «умных» устройств в 2018 году были на 70% выше уровня продаж 2016 года в штуках и в полтора раза больше в обороте (евро).

Растет и интенсивность использования голосовых помощников. Продажи голосовых помощников в Европе от нескольких десятков тысяч в 2016 году выросли до более чем 4,3 млн устройств в 2018-м.

С начала запуска категории «умных» помощников главными драйверами развития сектора стали решения от Amazon, Google и Apple. В 2018 году вышли Sonos, Ultimate Ears, JBS, Sony. Китайский рынок находится практически под полным контролем локальных игроков, где выделяются AliGenie, XiaoAI, Phicom, MI, Baidu и другие.

В России своя специфика. «Умный дом» в жилищах россиян – это пока чаще всего множество разрозненных «умных» товаров и решений, каждое из которых решает узкую задачу потребителя. Следующим логичным этапом развития рынка было бы развитие «умных» экосистем на базе «умных» помощников, как это произошло в странах Европы и Азии. 

Пока же еженедельно у нас в стране продается около 1–1,5 тыс. штук «умных» помощников. Наибольший пик продаж был под этот Новый год, который стал поводом, чтобы подарить себе или близким новые впечатления и попробовать категорию, а продажи в предновогодние недели подскочили в четыре раза. Особенность российского рынка «умных» помощников в том, что здесь его активно двигают отдельные ретейлеры, предлагая покупателям свои частные марки.

По мнению аналитиков GfK, главные факторы будущего успеха сегмента «Умный дом» в России – функциональная понятность и полезность, доступность и открытость систем, чтобы потребитель мог самостоятельно связать устройства от разных производителей друг с другом. Если ретейлеры хотят заработать на этом сегменте, им нужно как минимум развивать экспертизу своих консультантов в сегменте «Умный дом». Но конечно, самые большие ожидания – от развития AI-помощников с поддержкой национального языкового пакета.

По мнению экспертов GfK, эволюция «умного дома» еще не закончена, и нам еще предстоит увидеть, что в конечном итоге предпочтет потребитель – экосистемы или набор отдельных устройств с «умными» функциями; управление с мобильного или «умные» колонки с голосовыми помощниками… 

А может быть, это будет другой формат? Ведь эксперименты с форматами «умного дома» продолжаются. Так, с января 2019 года на рынок вышел JBS Link Bar, который представляет собой ТВ-приставку, способную сделать из обычного телевизора Smart TV и одновременно «умного» помощника. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости

Загрузка...
24smi.org