0
18684
Газета Печатная версия

11.11.2019 17:28:00

"Сторожевой пес" ядерной безопасности

Кто и как контролирует атомную энергетику Страны восходящего солнца

Николай Тебин

Об авторе: Николай Петрович Тебин – независимый эксперт.

Тэги: атомная энергетика, япония, ядерная безопасность, катастрофа, аэс, фукусима


атомная энергетика, япония, ядерная безопасность, катастрофа, аэс, фукусима Центральный пункт управления реакторов № 1 и 2 на АЭС «Фукусима».Фото Reuters

Катастрофа на АЭС «Фукусима 1» 11 марта 2011 года прервала продолжавшееся с 1970‑х годов плановое поступательное развитие энергетики Японии, по которому к 2050 году половину потребностей страны в электроэнергии должны были обеспечивать атомные электростанции. К началу 2011 года их доля электрогенерации в стране уже превышала четверть, опережая предполагавшиеся темпы роста.

Но «Фукусима», ставшая именем нарицательным, разрушила эти планы, а главное – подорвала веру граждан Японии в атомную энергетику как в средство решения энергетических проблем страной, у которой нет собственных энергоресурсов. Нужна была новая, пусть временная, ясная энергетическая политика, а в стране была довольно турбулентная внутриполитическая обстановка.

Политическая ситуация в стране

С сентября 2009 года правительство формировала Демократическая партия Японии (ДПЯ), которая в августе 2009 года победила правившую многие годы Либерально‑демократическую партию Японии (ЛДП) на выборах в Палату представителей. Но ДПЯ сразу показала полную свою несостоятельность как правящая партия. Достаточно сказать, что всего через восемь  месяцев первый премьер‑министр демократ Юкио Хатояма из‑за ошибок во внешней и внутренней политике был вынужден уйти в отставку. Сменивший его Наото Кан не смог поднять рейтинг ДПЯ и к началу работы очередной сессии парламента в 2011 году встал вопрос о роспуске Палаты представителей и проведении внеочередных выборов.

Природа помогла ДПЯ удержаться во власти. В условиях важности быстрых решений проблем, вызванных катастрофой на АЭС «Фукусима 1», оппозиционные партии и ведущая из них ЛДП решили не усугублять обстановку выборами. Роспуск парламента был отложен и состоялся только осенью 2012 года.

Предвыборная борьба партий была весьма показательной. ДПЯ, правящая в то время, и практически все другие семь партий оппозиции, кроме ЛДП, в своих предвыборных программах обещали в той или иной мере ликвидировать атомную энергетику. Только ЛДП старательно обходила, даже уклонялась от заявлений об отказе от нее.

По результатам выборов в декабре 2012 года ЛДП получила твердое большинство в нижней палате парламента. Победу либерал‑демократам, по оценкам политологов, обеспечила ориентация на электорат, связанный с атомной энергетикой и отраслями, ее обслуживающими.

Государственный контроль

Свое отношение к атомной энергетике ЛДП продемонстрировала уже в январе 2013 года, реформировав Агентство по ядерному регулированию (Nuclear Regulation Authority, NRA). Оно было сформировано еще ДПЯ, но новый состав был значительно расширен и укреплен за счет включения в него, как отмечалось в средствах массовой информации, специалистами в сфере безопасности. Весьма быстро, к марту, агентством были разработаны новые очень строгие требования к безопасности АЭС. После обсуждения в СМИ с незначительными поправками они были приняты законодательно в июле 2013 года.

Атомная энергетика сохранялась, но под строгим государственным контролем ее безопасности со стороны NRA, которое в просторечии и стали называть «сторожевым псом» ядерной безопасности страны.

Одним из самых строгих и затратных требований было обеспечение безопасности силовых реакторов от возможных террористических атак. В соответствии с ними на многих АЭС для получения разрешения возобновить работу реакторов требовалось возвести ряд сооружений и объектов, позволяющих операторам АЭС продолжать охлаждение реакторов с помощью дистанционного управления в случае, если атакой террористов будет разрушен центральный пункт управления, то есть строительство весьма дорогостоящего запасного пункта управления. По оценкам хозяйственных служб АЭС, строительство такого пункта для каждого реактора обойдется от 59 млрд до 120 млрд иен.

Закон о безопасности атомных станций

Предусматривалось постепенное введение требований нового закона к безопасности реакторов. Например, действовавшие реакторы продолжали работать до остановки через установленные законом 13 месяцев на плановые осмотры. Но запускаться после осмотров реакторы могли только после получения сертификата NRA об их соответствии новым требованиям.

Было ясно, что некоторые требования обеспечения защиты от террористических атак в короткие сроки осуществить невозможно, например от ударов террористов‑смертников с воздуха. Если сами реакторы достаточно защищены и от таких ударов, и от землетрясений и даже сокрушительных цунами, как показала практика, то пункты управления весьма уязвимы. Катастрофа на АЭС «Фукусима» показала, что произошла она из‑за недостаточной защищенности вспомогательного оборудования, систем охлаждения работавших реакторов.

Но террористическая атака с воздуха рассматривалась как весьма маловероятная. Поэтому на строительство запасных пунктов управления отводилось пять лет и срок окончания работ был установлен на июль 2018 года.

Однако процедуры проверки реакторов и получения лицензий на их запуск оказались более сложными и длительными, чем ожидалось. Например, из‑за необходимости многих согласований, в том числе и с местными властями. Поэтому по просьбе руководства региональных электроэнергетических компаний (РЭЭК) правительство Японии в 2015 году приняло решение о начале пятилетнего отсчета для каждого реактора с момента «после положительных решений по всем другим требованиям».

Фактически вводилась отсрочка выполнения работ. Но и ее для ряда РЭЭК оказалось недостаточно. В начале апреля 2019 года руководство нескольких РЭЭК обратилось к NRA с просьбой продлить сроки монтажа запасных пунктов управления, но NRA отказало в продлении.

Три РЭЭК заявили, что в общей сложности на девяти реакторах, получивших разрешение на запуск и уже работающих, строительство запасных пунктов не будет закончено в установленные сроки. Остановка реакторов АЭС потребует от РЭЭК компенсировать нехватку мощностей запуском резервных тепловых электростанций (ТЭС), а это грозит большими расходами на топливо.

Не менее года дополнительно потребуется для завершения этих работ на принадлежащих РЭЭК Kyushu Electric Power Co. реакторах № 1 и 2 на АЭС «Сэндай» в префектуре Кагосима. Их окончание по закону должно состояться  уже в марте и мае 2020 года.

Также больше года необходимо РЭЭК Kansai Electric Power Co. для окончания работ на реакторах № 3 и 4 на АЭС «Такахама» в префектуре Фукуи, которые должны быть завершены соответственно к августу и сентябрю 2020 года. Руководство этой РЭЭК уже подсчитало, что если компания получит разрешение продлить сроки работ на год и получить разрешение на продолжение работы реакторов, то это позволит не вводить в эксплуатацию резервные ТЭС. Тем самым сократить расходы на топливо на 84 млрд иен. В перспективе руководство РЭЭК Kansai Electric Power Co. надеется получить разрешение на продление на год подобных работ на реакторах № 3 и 4 на АЭС «Ои» в префектуре Фукуи, завершить которые необходимо в августе 2022 года. Это, по расчетам, позволит сократить расходы на топливо для ТЭС примерно на 120 млрд иен.

Эти данные руководство Kansai Electric Power Co. публиковало в расчете на то, что они побудят NRA ослабить свои требования. Закрытие реакторов станет сильным ударом по компании, если учесть, что операционная прибыль за 2018 финансовый год у нее составила около 200 млрд иен.

Сдвинуть на год завершение работ просит и руководство Shikoku Electric Power Co. на реакторе № 3 АЭС «Иката», срок окончания которого установлен в марте 2021 года.

На других девяти работающих реакторах РЭЭК отставание в строительстве запасных пунктов управления 1,5–2,5 года от пятилетнего срока. Отставание оправдывается проблемами, возникшими уже в ходе начала работ.

Как бы в ответ на эти просьбы генеральный секретарь кабинета министров Японии Ёсихидэ Суга на пресс‑конференции заявил, что «когда речь заходит о мерах безопасности ядерных реакторов, мы уважаем решение NRA, которое имеет высокую степень независимости».

Свое окончательное слово сказало и Агентство по ядерному регулированию (NRA), которое 12 июня приняло решение о том, что в установленные сроки оно издаст постановление об остановке всех реакторов, у которых не будет закончено оборудование запасных пунктов управления за неделю до установленных дат. Тоёси Фукэта, председатель NRA, считает, что агентство тем самым показало РЭЭК свою решимость пойти на остановку реакторов, если РЭЭК не смогут обеспечить существующие нормы безопасности.

Специалист по ядерной энергетике Тадахиро Кацута, профессор Университета Мэйдзи, довольно язвительно отозвался о неспособности РЭЭК выполнить в срок работы по возведению запасных пунктов управления реакторами, назвав это «свидетельством несерьезного отношения к контртеррористическим мерам». Он считает, что «руководители РЭЭК, видимо, надеялись, что правительство вмешается и пойдет им на уступки, как это было ранее», – сказал он. «Но в этом случае правительство оказалось в сложном положении, поскольку решение NRA было единогласным, не оставляя правительству ни времени, ни места для маневра». Он считает, что, хотя «вероятность теракта с участием самолетов считается крайне низкой, правительство решило не рисковать, отметив, что атомные станции в Германии и Швейцарии оснащены аналогичными установками».

Для обеспечения безопасной эксплуатации атомных электростанций страны важно, чтобы NRA и РЭЭК работали вместе и стремились снизить потенциальные риски, пишет в редакционной статье газета Yomiuri Shimbun. В августе NRA пересмотрело методику оценки сейсмостойкости ядерных установок, расположенных на активных разломах, о существовании которых ранее не было известно. Это потребует пересмотра прежних оценок сейсмостойкости ряда реакторов и дополнительных мер по ее повышению. Эти меры должны обсуждаться совместно NRA и РЭЭК. Однако между ними взаимодействие недостаточное, считает газета. Нужны регулярные совместные переговоры для разработки реалистичных и эффективных мер безопасности.

Конечно, подчеркивается в статье, «энергетикам необходимо помнить о том, что недоверие населения к безопасности АЭС сохраняется». Но РЭЭК, «вместо того чтобы стремиться просто пройти проверки NRA безопасности реакторов, должны сами заниматься поиском проблем и повышением безопасности своих объектов».

Весьма интересно, что, касаясь принятого в апреле NRA решения об остановке реакторов, на которых не завершено строительство объектов по борьбе с терроризмом к установленному сроку, газета высказывает опасение, что «девять реакторов, которые снова работают, могут быть остановлены один за другим по мере приближения установленных сроков завершения строительства». Это может вызвать повышение тарифов  писала по этому поводу Yomiuri Shimbun.


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Ядерная опасность в зоне СВО исходит от Киева

Ядерная опасность в зоне СВО исходит от Киева

Владимир Мухин

США продолжат модернизацию атомного оружия, в том числе размещаемого в Европе

0
4268
Великобритания ставит на атомные станции и возобновляемые источники

Великобритания ставит на атомные станции и возобновляемые источники

Михаил Стрелец

Официальный Лондон меняет политику энергетической безопасности

0
2343
Из Японии с безнадегой

Из Японии с безнадегой

Алексей Белов

Юкио Мисима как пессимист и реалист

0
2089
Приглашать Таджикистан в Евразийский экономический союз можно вечно

Приглашать Таджикистан в Евразийский экономический союз можно вечно

Андрей Захватов

Появилась новая версия – препятствием к вступлению страны в ЕАЭС является психология

0
10768

Другие новости