0
895
Газета Печатная версия

07.02.2002 00:00:00

Время "Х", но люди конкретные

Тэги: коммиссия, комиксы


Бурный рост комикс-производства в Западной Европе и Японии начался после Второй мировой войны и совпал с послевоенной модернизацией. При этом, как показывают маркетинговые исследования, потребительской аудиторией комиксов является наиболее пассионарная часть общества. Установите связь. Все это отнюдь не предполагает, что "золотой век" российского комикса если и придет, то лишь с "золотым веком" российской экономики. Достаточно успеха хотя бы одного российского комикс-сериала, чтобы настал час икс для остальных комикс-мейкеров. Час икс еще не настал. Зато российских комикс-художников уже собрали на первую "КомМиссию" - первый в России фестиваль комиксов.

Профессиональная часть "КомМиссии" завершилась, а вот экспозиционная часть программы продлится до конца этой недели в Зверевском центре современного искусства, менеджеры которого удивлены беспрецедентно большим наплывом посетителей. Это - к вопросу об "актуальном" искусстве, ведь в нынешних артгалереях аншлаги - событие редкое.

Разница не только в числе, но и в атмосфере. Пафос комикса - быть внятным и доступным, отсюда - открытость, доброжелательность и отсутствие снобизма у комикс-мейкеров, чем остальная часть московской арттусовки похвастаться не может. Здесь - главная особенность комикс-фестивалей, представляющих тиражный, а не коллекционный "арт". Выставка в Зверевском центре, например, называется "Комикс как жанр современного искусства" - вполне традиционное "галерейно-музейное" название. Но экспонаты комикс-выставки должны быть проданы не в музей и не в другую галерею, а издателю, задача которого сделать их массово доступными.

Первая "КомМиссия" еще несет на себе родимые "галерейные" пятна, что простительно: комикс-художники впервые получили возможность собраться и выставить свои работы. Но "художественная" часть перевесила "издательскую" потому еще, что уровень развития тиражной комикс-индустрии у нас совершенно неадекватен уровню развития комикса как искусства. "КомМиссия" это ясно показала - в России есть профессиональное и активное сообщество художников-комиксистов, чье внушительное порт-фолио остается невостребованным. Фестиваль похоронил миф о том, что у нас "мало хороших комикс-художников". Мало как раз комикс-издательств, а те, что уже есть, испытывают, во-первых, большие трудности с распространением, во-вторых - с трудом представляют уровень конъюнктуры и рисков при запуске тех или иных проектов.

Особенность зарождающейся российской комикс-индустрии в том, что источник ее роста - не в массовом и неожиданно возникшем спросе на комикс, как это было в случае с комиксом американским, пришедшим в массы со страниц общенациональных газет, а в энтузиазме фанатов жанра: художников, продюсеров, сценаристов и редких спонсоров, готовых, так сказать, "вложиться в детство". Но энтузиазм - вещь не растяжимая и может закончиться на уровне распространения продукции, потому что для российских торговых сетей комикс - зверь непредсказуемый и непонятный. На эту проблему жалуются все без исключения комикс-мейкеры. Одно ясно: начинать с уговоров бесполезно - распространители требуют денег на бочку (и немалых). А вот разогреть рынок с помощью продуманных пиар-акций, в том числе и таких, как фестиваль, сыграть на экзотике жанра, изменить "отрицательные" ожидания ("комикс - для тупых") на "положительные" ("а почему бы и не купить комикс?") - задача выполнимая. Пока же основная ставка в проталкивании комикса на рынок делается на издание лицензионных американских серий (так делают "Ровесник" и "Дед Мороз" с сериями "GEN 13", "Фантастическая четверка", "Человек-паук", "Люди Х" и т.д.). Пожалуй, это разумный и самый простой ход. Другое дело, что на подобном ходе можно и зациклиться.

Другая перспективная стратегия - тщательное и осторожное выращивание одного-двух комикс-сериалов силами небольшой дизайнерской компании, в которой работают фанаты комиксов. Так поступает один из организаторов "КомМиссии" студия "BIGANT comics" (стильная хип-хоперско-хулиганская серия "Z-Index" и детский комикс "Барклай").

Третья стратегия - организация качественных студий, добывающих себе на пропитание дизайном и рекламой. Комикс-составляющая в таких проектах основная, но с собственными комиксами на издательский рынок такая студия пока что не выходит. Так делает локомотив "КомМиссии" Хихус - идеолог "Людей Мертвой Рыбы" и шеф студии "Comix".

В ближайшие год-два здесь мало что изменится. Хотя делать прогнозы в отношении российского комикса - вещь опасная. Еще год назад у нас было два-три комикс-издательства, а сейчас их - 15. Туда же - образованная недавно Гильдия издателей комиксов России и фестиваль "КомМиссия". Наконец, осенью на совершенно пустом месте возникла "Российская комикс-корпорация", запустившая в производство сразу несколько серий. Глядишь, и обещанное столкновение "Художник vs издатель", не состоявшееся на первой "КомМисии", состоится на второй. Пока же дело ограничилось советами юриста, как художнику защитить самого себя и свои гениальные идеи. Лучший способ, как выяснилось, - запечатать их в конверт, послать самому себе ценным письмом и ждать того самого часа икс. Чтобы раньше не взорвались.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Бюджет здорового человека": в Москве обсуждается проект главного финансового документа

"Бюджет здорового человека": в Москве обсуждается проект главного финансового документа

Евгений Солотин

В мегаполисе планируют продолжать программы развития и сохранять высокие стандарты социального обеспечения

0
483
Кабмин предложил выделить на создание интернет-контента для молодежи более 6 млрд рублей

Кабмин предложил выделить на создание интернет-контента для молодежи более 6 млрд рублей

  

0
352
ВМФ России готовится к высадке крупного десанта

ВМФ России готовится к высадке крупного десанта

Владимир Мухин

Отечественные "Мистрали" будут строить в Крыму

0
2838
Доходы Суэцкого канала за 2018/19 финансовый год составили рекордные 6 млрд долл.

Доходы Суэцкого канала за 2018/19 финансовый год составили рекордные 6 млрд долл.

0
445

Другие новости

Загрузка...
24smi.org