0
540
Газета Печатная версия

20.10.2005

Тут все и кончилось

Тэги: рок, поэт, стихи, башлачев


Вопреки расхожему мнению, никакой рок-поэзии на свете не существует. Есть поэты, чьи стихи предназначены исключительно для того, чтобы стать песнями. Остальное - от лукавого. Стихи ведь говорят сами за себя, не нуждаясь в эпитетах.

Тем не менее человек, употребляющий термин "рок-поэзия", четко представляет себе, что имеет в виду. А именно - субкультурную принадлежность автора. В самом деле, не записывать же Тарковского и Заболоцкого в рок-поэты, если несколько групп исполняли песни на их стихи. Зато Башлачева - чьи песни не укладываются в рамки даже самых широких представлений о рок-музыке - совершенно справедливо относят к рокерам из-за его бытования в субкультуре.

Рассматривать литературный процесс с такой точки зрения, разумеется, возможно. Правда, это подход больше социологический, а не литературный. Потому как представители одной и той же субкультуры могут иметь самые разные источники и поэтическую генеалогию. Например, истоки Дмитрия Ревякина из "Калинова моста" следует искать в футуризме, он наследует Велимиру Хлебникову, Гребенщиков же близок к символистам и так далее.

Известный музыкальный критик Артемий Троицкий когда-то утверждал: "В рок-н-ролл у нас люди шли не столько от музыки, сколько от желания высказаться, от желания энергетически самореализоваться, и вовсе не обязательно эта самореализация шла через композиторский талант". Троицкий вообще полагает русский рок явлением именно поэтической культуры, в силу приоритета текста над музыкой. Впрочем, слова эти если и были верны, то лишь в приложении к ситуации 70-80-х годов прошлого века.

Субкультура русского рока изначально была сродни субкультуре КСП - интонации текстов старшего поколения рокеров (Макаревича, например) весьма близки бардовской песне. Да и причины, породившее обе субкультуры, общие, и социальный слой по большому счету тоже.

Так было в 70-е. Но уже поколение рокеров 80-х лишено каэспэшной лиричности и домашности, их тексты гораздо жестче. На смену иронии пришел сарказм. Так субкультура трансформировалась в контркультуру. Рок стал рассматриваться не как музыкальное, но как идеологическое явление (что и было чуть позже отражено в фильме "Асса"), особенно в перестройку. Собственно, тогда и появился термин "рок-поэт": в нашей литературоцентричной стране в роли властителей дум привычней видеть литераторов, чем музыкантов.

Занятно, что в тот же период старшее поколение рокеров двинулось в прямо противоположную сторону. Группа, в скором будущем получившая название "СВ", записывает в 1984 году потрясающий в своей несвоевременности альбом-сюиту на стихи Арсения Тарковского, Григория Поженяна и Юрия Левитанского, а также Алексея Романова, больше известного как солист и автор песен группы "Воскресенье". С точки зрения литературного уровня это одна из самых лучших работ в русском роке, а вот с точки зрения актуальности и успеха и публики┘

В том-то и дело, что рок-музыка не требует текстов высокого качества. Скорее наоборот. Механизм этот объяснял в одном из интервью Дмитрий Озерский, автор большинства текстов группы "АукцЫон": "Текст не осуществляет какую-то поэтическую функцию, а является органическим продолжением музыки и музыке подчинен. Если эти тексты читать - видно, что образы очень слабо связаны между собой. Синтаксис заменяется музыкой. Музыка соединяет слова, которые кажутся бессвязными на бумаге. Основная задача у рок-поэзии - не мешать музыке, не мешать той энергии, которая идет в музыке. Скажем, какие-то цветистые обороты - их просто нельзя употреблять, потому что они начинают перетягивать на себя одеяло. Если слушатель начинает думать: что это он там сказал, что этот оборот значит, как это понимать - все рухнуло".

И это говорит автор текстов, заслуженно считающихся одними из лучших в русском роке 90-х!

Но все логично: в постперестроечные времена рок-музыка стала постепенно занимать то место, какое и должна занимать в нормальном обществе - становиться частью шоу-бизнеса (альтернативная музыка в том числе). Авторы рок-текстов перестали быть трибунами. Зато собственно музыкальная составляющая стала выходить на первый план. Вокал превратился в один из инструментов. Разумеется, это не могло не сказаться на изменении отношения к тексту.

А начиналось все много раньше. В свое время рок-критик Александр Липницкий писал: "Из всех королей русской рок-музыки лидер группы "Кино" Виктор Цой меньше всего поэт. И поэтому лучший мастер рок-текста. Слова в его песнях никогда не отвлекают от мелодии, и смысл песен доходит на подсознательном уровне, как и должно быть в рок-н-ролле".

Русские рокеры - даже те, кто не увлекается музыкальными экспериментами, - в массе своей благополучно пошли по пути Цоя. А потому о таком феномене, как рок-поэзия, скоро можно будет забыть за ее отсутствием в силу полной ненужности.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Саудовский шанс

Саудовский шанс

Николай Барановский

Коллапс на нефтяном и геополитическом рынках открывает России новые возможности прорыва

0
499
Оказывается, «Крокодилы» летают, да еще как!

Оказывается, «Крокодилы» летают, да еще как!

Виктор Литовкин

Исполнилось 50 лет первому полету легендарного отечественного десантно-штурмового вертолета Ми-24

0
1937
Япония запустит спутники-убийцы

Япония запустит спутники-убийцы

Владимир Скосырев

В космическом пространстве Восточной Азии становится тесно

0
1016
Джонсон и Юнкер закусили лососем

Джонсон и Юнкер закусили лососем

Фемида Селимова

Британский премьер встретился с главой Еврокомиссии в Люксембурге

0
692

Другие новости

Загрузка...
24smi.org