0
1557
Газета Интернет-версия

14.06.2007 00:00:00

Следующая станция – Гелиополис

Тэги: боровиков, утопия


Илья Боровиков. Горожане солнца. – М.: Вагриус, 2007, 384 с.

Роман Боровикова, несомненно, заслуживает прочтения: рукопись начинающего, никому в литературном мире не известного автора буквально свалилась на голову издателям и, кажется, понравилась Дмитрию Быкову. С чего бы это? Текст романа, говорят, года два назад был разослан в десятки издательств Москвы и Петербурга и везде холодно отвергнут. Примерно тогда мне и попала в руки объемистая рукопись под неброским названием «Город солнца», подписанная неким Боровиковым. Кто такой этот Боровиков, оставим гадать читателей и литераторов, а сами остановимся на проблеме Urtext’a. Конечно, из утопической литературы от Платона до Платонова мы приблизительно знаем, что такое Город солнца и как его построить. Роман Боровикова представляет собой прямое продолжение этой великой утопической традиции, и появился он как-то очень несвоевременно – именно в России, и именно в наше время. Подобная утопия, сложная многоуровневая притча в современной русской литературе – это роман Ильи Бражникова «Сказка о белом бычке», который никак не найдет издателя по причинам на этот раз политическим. Неудивительно, что издатели приняли роман Боровикова к печати, лишь когда название его было искажено, а герметическое содержание принесено в жертву гуманистическим вкусам публики и законодателей литературного вкуса. Солнечную утопию искусственно втиснули в прокрустово ложе «детской фантастики», но и это неплохо – тираж и реклама модного издательства обеспечат читательский интерес.

«Город, город! Город звона,/ Город солнца и числа!» – контуры этого города лишь смутно проступают сквозь измененные, но узнаваемые черты Москвы конца 90-х годов прошлого века. Пророком этого солнечного города становится холодная и прекрасная Мицель, она же Мишата – девочка, воспитанная снеговиками. Именно Мицели суждено было стать снежной королевой этого города.

«Место, время действия – Москва, современность. В центре повествования – внутренняя борьба школьного директора Додырова, разрываемого между привязанностью к маленькой девочке Мишате и единственной целью своей жизни: обнаружить и уничтожить Часы, страшную цитадель торговцев временем, скрытую в недрах метрополитена и за сотни лет, по его убеждению, поработившую город». Так начинающий автор убеждает недоверчивых издателей в невинности замысла: это всего лишь концептуальный роман о примате человеческих отношений над фантасмагорической утопией. Автор осознает абсурдность замыслов протагониста. Ничего крамольного не произойдет. И если вы начнете читать книгу с конца (или с аннотации), то лучше бы вы ее и не начинали. Бронепоезд обрушил ненавистные Часы, спрятанные в подземном центре Москвы, но время потекло еще пуще: даже маргинальные герои города, видевшие суть вещей, потеряли зрение и увидели все серым и «настоящим». Магия оказывается аннулированной, когда разрушен источник силы. Это примерно как если бы известный хоббит, уничтожив кольцо всевластья, обнаружил себя среди индустриальных окраин Бирмингема, а весь волшебный мир Средиземья сгинул аки небывший. Мы не можем представить себе такой финал «Властелина колец», но в «Городе солнца» срывание масок неизбежно: Уроборос постмодерна обязан укусить собственный хвост. Те, кто предпочитает счастливый конец и торжество жанра, должны дочитать до фразы «Солнце, огромное счастливое солнце вспыхнуло в ней и спалило дотла» и с радостью закрыть книгу. Финальная катастрофа здесь неизбежна: если в сказке волшебные существа остановили время, то на материальном плане произошло не более чем курьезное крушения паровоза в чреве московского метро. Что делать, роман-то написан для простых смертных, а не начертан посохом на полуночном лесном снегу для существ снежной природы.

Впрочем, это книга о любви и о детстве. О той любви, которая бывает только в детстве, и о детстве, которое никуда от нас не ушло. Если здесь и есть сходство с «Алисой в стране чудес», то лишь в присутствии идеальной девочки, умной путешественницы между мирами. Героиня способна к таким переходам и превращениям, поскольку обладает как снежной, так и земляной природой, и потому повествование полно стихийных эксцессов. Мицель и ее король, уродливый старый директор школы, не сгорают в бушующем пламени пожара, не замерзают в абсолютном холоде и не тонут в разверзнувшейся бездне. Главное испытание героям выпадает в подземном море, воды которого они умудряются переплыть и вернуться в царство живых. Воды Стикса, текущие в глубине московских подземелий, чуть не увлекают нашу принцессу, как вдруг на помощь к ней приходит... сам автор. Конечно, это самонадеянно и тривиально – спасать обреченную Мицель, но так может показаться только нам, циничным и искушенным читателям. Автор, в которого слепо верит героиня, оказывается прямым участником повествования, только его любовь может вывести заблудившуюся пару на свет, в город, к солнцу. Крик маленькой снежной девочки сотрясает подземные своды:

Автор, автор! Где ты, где ты?
Лишь улыбку сквозь предметы
Замечаю я порой.
И ты знаешь, разум твой
ощущаю я едва:
ты живешь, и я жива
и свободна; ты – вовне,
только кровь твоя во мне.

Так в глубине московских подземелий мы получаем утвердительный ответ на проблему авторства, ответ, знакомый нам еще по Упанишадам – «Тат твам аси» («То есть ты») и по Евангелию – «Ты еси...». Таким образом, не так уж важно, кто такой этот неизвестный начинающий автор романа о городе солнца и о снежной королеве, если ему удается ответить на такие сложные вопросы. Можно предположить, что этот Боровиков – опытный самовидец, при том, что видения для него не самоцель, просто так легче смотреть сквозь покровы и разглядеть Царство Божие внутри нас.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Анастасия Башкатова

Отставание пособий от зарплат сохранится, "наказание" рублем за работу в пожилом возрасте частично останется в силе

0
1693
КПРФ намерена экспроприировать нейросети

КПРФ намерена экспроприировать нейросети

Иван Родин

Предвыборную программу партии донесут до избирателей по-современному

0
979
Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Игорь Субботин

Пентагон дал ход продаже Эр-Рияду самолетов F-35

0
1209
Россияне не доросли до платформенной экономики

Россияне не доросли до платформенной экономики

Ольга Соловьева

Цифровая занятость кратно уступает теневому рынку труда даже в самых богатых субъектах РФ

0
1471

Другие новости