Вениамин Смехов. Та Таганка. – М.: Время, 2008. – 640 с. (Самое время). ISBN 978-5-9691-0348-1
Вениамин Смехов не только заслуженный мушкетер Совестного Союза, не только первый исполнитель роли Воланда на театральной сцене, но еще и прекрасный писатель. Произведения, вошедшие в первый том его двухтомника, – не просто воспоминания о легендарных временах и выдающихся людях, а еще и прекрасная проза. Юрий Любимов привлекал к активной работе в театре таких удивительных литераторов, как Николай Эрдман, Михаил Вольпин. А молодые тогда еще актеры не только слушали их консультации по поводу театральных постановок, но и показывали свои литературные опыты. Не случайно в Театре на Таганке оказалась такая потрясающая концентрация не просто пишущих людей, но настоящих поэтов и писателей. Это и Владимир Высоцкий, и Леонид Филатов, и Валерий Золотухин, и, конечно же, Вениамин Смехов!
Николай Колдашов. Девизы и афоризмы времен и поколений. – М.: Грифон, 2008. – 256 с. (Изменчивые картины мира). ISBN 978-5-98862-048-8
Николай Колдашов (р. 1927), бывший работник аппарата одного из союзных министерств, опубликовал газетные лозунги, девизы и афоризмы, которые записывал в течение 22 лет. Его книга, поделенная на тематические разделы, охватывает период девизомании с 1979 по 2001 год и вряд ли предназначена для смеха (большинство починов и кредо попросту не смешно), предлагая задуматься над общей природой девиза и афоризма. В частности, над их связью с нынешней рекламной политикой. «Поход бережливых», «Все скважины – в фонд действующих!», «Ни минуты простоя, ни грамма потерь!» – подобные воззвания сейчас порой выглядят не так глупо, как казалось раньше. Не обошлось в книге и без высказываний современных политиков. Чего стоит, к примеру, фраза Владимира Жириновского: «У нас все политические лидеры уходили из жизни в основном через смерть».
Паола Педиконе. Александр Лаврин. Тарковские: отец и сын в зеркале судьбы. – М.: ЭНАС, 2008. – 408 с. (Persona nota). ISBN 978-5-93196-879-7
Свободное исследование итальянской славистки Паолы Педиконе и русского литературоведа Александра Лаврина, много лет общавшихся с отцом и сыном Тарковскими, посвящено сложным, зеркальным отношениям известного поэта и классика-режиссера, их взаимной тяге и кровной привязанности. «Сила, которая их ломала и жгла, бросала в бездну и возносила на вершину, – это сила русского иррационализма, две крайности русской души, движение маятника, тысячелетиями качающегося между Европой и Азией, между разумом и чувством, между наукой и религией и не могущего застыть в одной, определенной точке». В книге много любопытных биографических сведений, откликов, воспоминаний, интервью, писем.
Филипп Дик. Трансмиграция Тимоти Арчера/ Пер с англ. Д.Попова. – СПб.: Амфора, 2008. – 303 с. (Амфора 21). ISBN 978-5-367-00808-1
Заключительная часть трилогии «ВАЛИС» – самого необычного произведения самого необычного автора американской фантастики. Сам писатель утверждал, что эти три романа написаны в соавторстве с Всеобъемлющей Активной Логической Интеллектуальной Системой, вышедшей с ним на ментальный контакт и надиктовывавшей ему сюжеты и темы. Произведения этого периода действительно сильно отличаются от всего остального творчества Дика. В нем писатель уже предстает не в качестве беллетриста, а в качестве глубокого религиозно-мистического философа, оттолкнувшегося от достижений молодежной революции 60-х и ушедшего в бескрайние просторы Космоса. Герой романа – епископ, оказавшийся в необычной ситуации.
Виктор Трещев. Экзистенциализм: репрезентация в художественной культуре Франции и Германии. 1900–1970. – СПб.: Алетейя, 2008. – 154 с. (Тела мысли). ISBN 978-5-91419-125-9
В центре экзистенциалистского подхода – человек, обладающий лишь одним достоверным знанием – знанием собственной смертности. На этом фундаменте было воздвигнуто несколько монументальных философских систем, которые, в свою очередь, оказали сильнейшее влияние на европейское искусство. По мнению Трещева, экзистенциализм взял на себя ответственность «за содержание интеллектуального наследия культуры первой половины XX века, вплотную подойдя к решению тайны взаимоотношений человека и культуры через антропологические приоритеты, через отношение к человеку как творцу самого себя, своей ситуации, и всей культуры в мире, где творца иной природы (Бога) больше не существует».