0
745
Газета Печатная версия

30.09.2010

От колядок до валентинок

Тэги: культура, народ, фольклор


Александра Фролова. Русский праздник. Традиции и инновации в праздниках Архангельского Севера ХХ – начала XXI века. – М.: Феория, 2010. – 152 с.

Народной культуре никогда не везло. Как, впрочем, и ее носителю – народу, всегда оказывающемуся крайним в любых религиозных, политических, экономических конфликтах или катаклизмах. Неудивительно, что и исследования фольклора тоже бывали довольно спорными. Например, в советское время, мягко говоря, не поощрялось изучение религиозных мотивов в народном творчестве («духовные стихи»).

В настоящее время одно из наиболее перспективных направлений в фольклористике – анализ эволюции обрядности с древних времен по наши дни. Ведь фольклор никуда не ушел. И анекдоты, и олбанский язык – живые (может быть, даже излишне живые) его проявления.

Книга Александры Фроловой комплексно описывает и изучает историю фольклора Архангельского региона за последние 100 с лишним лет. Исследователь рассуждает об особенностях сельских и городских празднований до революции. В то время общерусский календарь включал в среднем 100 праздничных дней, а некоторые области Севера до 120 и даже 150. Было где развернуться народным гуляньям. А к 20-м годам XX века число «красных дней календаря» сократилось до девяти.

Интересно возникновение советских торжеств. В силу отсутствия собственных традиций коммунисты вынуждены были паразитировать на уже известных образчиках. Имела место попытка трансформировать традиционные праздники и обряды, наполнив их иным содержанием. Возникали «красные свадьбы», «красные крестины». Последние нередко упоминались под такими экзотическими названиями, как звездины или октябрины. В Архангельске, например, «первое комсомольское Рождество» состоялось 13 января 1923 года. В основу нового праздника лег политический карнавал: по улицам с трубами и плакатами «Беспощадная война религии!» двигалось шествие ряженых комсомольцев, изображавших попов, Патриарха Тихона, нэпманов, могильщиков старого режима и др. Впереди процессии несли красную звезду – символ антиколядования. Участники мероприятия проводили небольшие митинги около всех крупных городских культовых зданий: кафедрального собора, синагоги, у молельного дома евангелистов, собирая вокруг множество зрителей и демонстрируя свой протест дружным чиханьем в сторону этих зданий. Парадоксально, но исторически карнавал возник именно как богоборческий праздник – пародия на крестный ход. Новую власть можно понять. Кроме 1 мая и 7 ноября приходилось делать нерабочим днем, например, дату начала Парижской коммуны┘ Одновременно запрещались привычные дореволюционные народные празднества. Для прекращения святочных ряжений в 1923 году Архангельский городской исполнительный комитет издал постановление «О воспрещении хождения по городу в масках». Обоснование – охрана общественного порядка. Штраф – до 300 руб. или принудительные работы на срок до трех месяцев.


То ли карнавал, то ли День святого Валентина...
Иллюстрация из книги

Впрочем, несмотря на агрессивную атеистическую пропаганду, отмечает Фролова, «традиция почитания святых Антония Сийского, Иоанна Кронштадтского, Кирилла и Артемия Веркольских не прерывалась». А в годы перестройки пережила даже некоторый подъем. К постсоветскому периоду относится не только возрождение религии. Образуются новые традиции. В праздничный фольклор включаются образцы авторской литературы (сказка Леонида Филатова «Про Федота-стрельца»), происходит включение в дискурс праздника западных обычаев (День святого Валентина).

Так что в скором времени возможно появление колядок о святом Валентине. Почему бы и нет? Ведь 100 лет праздников – это не 100 лет одиночества. Даже на Севере.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Бог спасает телесезон

Бог спасает телесезон

Алексей Белов

Восприятие Творца и сакрального в продукции масскульта

0
131
Президент Эквадора и конфедерация коренных народов договорились о прекращении конфронтации

Президент Эквадора и конфедерация коренных народов договорились о прекращении конфронтации

0
346
Скандал между участниками и организаторами Седьмой московской биеннале вышел в открытое поле

Скандал между участниками и организаторами Седьмой московской биеннале вышел в открытое поле

Марина Гайкович

0
1082
"Скандальная" дипломатия опасна  в ядерный век

"Скандальная" дипломатия опасна в ядерный век

Андрей Бакланов

Растет пренебрежение к правилам и процедурам общения между странами

0
1110

Другие новости

Загрузка...
24smi.org