0
2444
Газета Интернет-версия

21.06.2012 00:00:00

Гениальный странник вечен

Тэги: гоголь, стихи


гоголь, стихи

Небесный огонь. Поэты Гоголю/ Сост. и автор предисл. Г.Гецевич.
– М.: Гранд, 2012.

На обложке антологии «Небесный огонь» – изысканный профиль Гоголя – рисунок художника Анатолия Зверева 1955 года, в виде птицы, что парит в пространстве поверх рукописных строчек писателя, это украшает обложку. Книгу оформил художник Александр Лаврухин. Его философские рисунки, обычно черно-белые, здесь приобрели охристо-коричневый оттенок в тон общего, напоминающего пасхальное оформление. А резкость графики получилась приглушенной и смягченной.

Книга, посвященная Гоголю и приуроченная к 160-й годовщине со дня его смерти, презентовалась на Гоголевских чтениях в Доме Гоголя на Никитском бульваре, в особняке, где умер Николай Васильевич.

Книга появилась благодаря усилиям директора Дома Гоголя Веры Павловны Викуловой, заинтересовавшейся идеей составителя, московского поэта Германа Гецевича. Он и является автором предисловия к книге, хорошо ориентирован в материале и, безусловно, знает, какие сборники и научные издания появились в годы гоголевских юбилейных торжеств: одна только объемная книга Сергея Бочарова, составителя антологии «Гоголь в русской критике», вышедшая к 200-летию писателя, чего стоит! Герман Гецевич сделал поэтическую антологию. В первой части книги им отобраны прекрасные стихи поэтов XIX века, а во второй – поэтов XX–XXI веков, некоторые – наши современники. Все стихи посвящены Гоголю. Авторы «выстроены» в изысканные ряды в алфавитном порядке. Такой принцип расположения материала мог бы заставить читателя заскучать, но этот порядок вполне оправдан в небольшой книжке: при желании сам читатель легко скомпонует стихи по темам, которые формируются апостериори или сразу во время чтения.


Кручение пустоты...
Рисунок Александра Лаврухина. Иллюстрация из книги

Если скомпоновать по-школьному, просто и сухо, то тут и «Горечь утраты» (Берг, Вяземский, Шевырёв), и «Два памятника Гоголю в Москве» (Гецевич, Городницкий, Кабардина, Кирсанов, Медведко, Озеров), и «Гоголевские памятные места» (Баруздин, Глинка, Заполянский, Рейн), а также «Темы и образы в творчестве Гоголя» (Сапгир, Чичибабин, Черный), «Образ писателя» (Вознесенский, Елагин, Трастрёмер). Составитель безупречен в отборе, критерием которого служит не только общая тема, но и главное обязательное условие – высокая художественность представленных стихотворений. Безусловно, не все авторы могут «дотянуть» до яркости и неповторимой метафоричности «зубров» – Андрея Вознесенского, Евгения Рейна, Генриха Сапгира, Арсения Тарковского, но они по-своему очаровывают. Например, непосредственная Юля Володина бесхитростно объясняет гениальность Гоголя: «Гениальный странник вечен,/ Ведь у строчек смерти нет». Перед ней (по алфавиту) – стихи классика Андрея Вознесенского о погребении «живого» Гоголя, «очнувшегося» от «летаргического сна» в могиле. Чуть дальше – резкие строфы Германа Гецевича: «У каждой эпохи свой Плюшкин, свой «лидер»,/ Свои потрошители праха и плоти,/ И с мертвого снимет последнее – Лидин,/ Чтоб Гоголь на полке стоял в переплете». Запоминаются афористичные стихи Льва Озерова, дающие неповторимый образ: «Плывет бульвар с Арбатом в паре,/ Дворы пустынны в декабре./ Веселый Гоголь – на бульваре,/ Печальный Гоголь – во дворе».

Вошли в антологию и уникальные забытые стихи из книги, хранящейся в фондах Дома Гоголя «Н.В.Гоголь в русской поэзии: Сб. стихотворений», изданной в юбилейном, 1909 году в типографии Сытина. Из этого издания среди целого потока гимнов и посвящений Герман Гецевич выбрал вполне выразительные стихи. Главное, что они представляют образ Гоголя более века назад.

По страницам антологии читатель движется от скорбных мотивов утраты гения в стихах современников, от строк, написанных в феврале 1852-го, от известнейших гражданских стихов Некрасова «Блажен незлобивый поэт» к живому Гоголю 1841 года в стихах Языкова. Здесь поэт сокрушается, что вынужден оставаться в Ганау, когда приятель Гоголь уже уехал в Россию, «к святыне москворецкой», и может сосредоточенно работать. Одно Языкову весело, когда наступили холода и гололед: «Отрада мне тогда глядеть,/ Как немец скользкою дорогой/ Идет с подскоком, жидконогой,/ И бац да бац на гололедь!/ Красноречивая картина/ Для русских глаз! Люблю ее!» Так в XIX веке проиллюстрировано «что русскому здорово, то немцу смерть», и это совершенно точно соответствует гоголевскому восприятию немцев.

Заключают антологию, вписывая образ Гоголя в общемировой контекст, стихи шведского автора, лауреата Нобелевской премии Тумаса Трастрёмера, переведенные Александрой Афиногеновой. В форме верлибра поэт дополнил свободную речь и интонацию Гоголя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Ольга Соловьева

Бюджет оплатит закупку лекарств от разных форм гепатита

0
746
Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партийные кандидаты показали патриотические чувства и локальные успехи

0
729
Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Анастасия Башкатова

Автовладельцы ищут способы сэкономить на запчастях и ремонте

0
682
Гастарбайтеров можно и штрафовать, и выдворять

Гастарбайтеров можно и штрафовать, и выдворять

Екатерина Трифонова

Нелегальный мигрант попытался найти защиту у Конституционного суда РФ

0
653

Другие новости