0
1126
Газета Печатная версия

09.08.2012

Животное начало бытия

Тэги: дозморов, бегемот, стихи


дозморов, бегемот, стихи Олег Дозморов умеет видеть особенное даже там, где ничего не происходит.
Фото автора

В столичном клубе Bilingua прошла презентация книги поэта Олега Дозморова «Смотреть на бегемота». Название сборника не столь прямолинейно, как может показаться вначале, и имеет довольно сложную семантическую подоплеку. Пристальное внимание автора к грозному толстокожему созданию берет свои истоки из книги Иова. В ней бог Яхве сказал: «Вот бегемот(…) – верх путей Божиих». Слово «бегемот» в переводе с древнееврейского языка означает «животное» и представляет собой форму множественного числа, в данном случае наиболее подходящую для выражения истинной мощи и величия.

В интерпретации Олега Дозморова бегемот – символ естественной простоты и истиной масштабности существования. Тщетность суеты, изощренного, напускного величия становится очевидной и меркнет перед природным, животным началом бытия. Будь то точное представление о времени года или об определенном дне, умение замечать детали или собственные ощущения – суть кроется в другом. «О, если б там,/ в рекламе, на билборде, на листовке,/ гиппопотам/ изобразил осмысленное что-то,/ раздул ноздрю…/ Ты мне сказал смотреть на бегемота,/ и я смотрю». Но одного взгляда недостаточно, провести долгие часы в ожидании чуда изначально представляется довольно сомнительным занятием. Автор заражает жаждой познания, и на первый план выходит вопрос: «Почему болит голова, висок/ наливается жарким с утра свинцом,/ вот и в зеркале – что у меня с лицом?» Размеры объекта наблюдения увеличиваются и доставляют все большее беспокойство: «бегут как вприпрыжку дни,/ только утро было – уже огни,/и душа что старое решето,/ почему? А он тебе: ну и что?»

Здесь важны правильная постановка вопроса и полное погружение в проблему. И тогда совет взглянуть на то, как бегемот жует траву, прислушаться к окружающему миру не звучит как издевка, ведь вокруг «в порядке слои небес, (…) моря, реки, горы, лес,/ и в траве, как тенор, сипит комар». В итоге вспоминается агитационный плакат из советского прошлого с текстом «А ты…». В версии Олега Дозморова это звучит так же однозначно и риторически: «Чем торгуешься? Свой покажи товар».

Книгу представляли поэт, редактор издательства «Воймега» Александр Переверзин, писатель и литературный критик Леонид Костюков и сам автор, прилетевший из Великобритании. По словам Костюкова, в поэзии Дозморова не чувствуется инфантильности, молодежности, а каждое стихотворение – результат игры на победу и никогда – на поражение. Ценность дозморовской поэзии заключается в искусстве видеть нечто особое даже там, где, собственно, ничего не происходит, не взрывается, не расцветает пышным цветом. Например, «Облака недосчитались товарища одного» или всего-навсего «Из окон виден задний двор/ с гурьбой хозяйственных построек./ Стол, холодильник, пара коек,/ лопата, грабли и топор,/ четыре мусорных ведра». Порой, как дань веку, возникает образ глухого и невосприимчивого к чужим горестям человека. Сосед, который с утра «долбит прямо в стену» на бас-гитаре, фигурирует в жизни героя только как нарушитель спокойствия и порядка. Правда, когда шум исчезает, человек начинает переживать: «И где он? Умер или спился?/ Кто даст мне правильный ответ?»

Олег Дозморов обращает свой взор и на «край, где облака/ оттенка молока и горизонт – строка./ Где в пять утра рассвет и даже пустоцвет/ распространяет свет». Его манят легкий дождь, обтрепанные липы, «городок, что рассыпан, как хлебцы, из чашки/ гор окрестных, залив и в зеленой рубашке/ одесную мысок с маяком на носу». Красота возникает из окружающей реальности, ее никто специально не придумывает, а быт становится единственно возможной средой для ее рождения. Так «обойдемся без ярких метафор,/ отряхнем эту пыль с наших строк./ Просто ночь, звезд рассыпанный сахар,/ полумесяца утлый челнок».

По традиции в конце вечера Олег Дозморов прочел свои новые стихотворения, написанные в форме верлибров.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Выпил весь рассол и квас

Выпил весь рассол и квас

Лена Листик

Детские и не совсем детские стихи о рассеянном Единороге, хулиганском Дикобразе и страшной Сожруше

1
1745
Клевета клевет – не заклюй, кляну

Клевета клевет – не заклюй, кляну

Антон Кобец

Стихи про общагу, где греют глаза и уши, и что хочется послать все на холм

0
579
Компот печален, стынет суп с лапшой

Компот печален, стынет суп с лапшой

Евгений Минин

Те, кто стреляет раньше врага, и вендетта в джунглях Интернета

0
679
Верните пенсию ему

Верните пенсию ему

Искандер Кузеев

Паренек заводской, фабричный – Всеволод Емелин

0
1098

Другие новости

Загрузка...
24smi.org