0
4563
Газета Печатная версия

11.04.2013 00:01:00

Ни славы, и ни коровы...

Валерий Золотухин об Андрее Вознесенском и поэтической эпидемии

Тэги: золотухин, краснова, интервью

Не умирай, король!
Валерию Золотухину – исполнителю роли 
Короля в спектакле Король умирает 

Нина Краснова
Ни ад в загробии не светит нам, ни рай,
И это все – не новости ЮНЕСКО.
Не умирай, Король! Король, не умирай,
Творение Занусси с Ионеско.

Умри в спектакле, а не в жизни Ты умри,
И смертью не такой – не настоящей,
Глубоко тайну тайн от нас таящей.
И успокой честной народ и умири.

Роль Беранже на сцене века нам играй,
Жаркое с аппетитом ешь на ужин.
Не умирай, Король! Живи! Не умирай!
Ты и стране, и Королеве нужен.

золотухин, краснова, интервью

Ты и стране, и Королеве нужен. 
Фото Нины Красновой

Валерий Сергеевич Золотухин (1941–2013) – советский и российский актер театра и кино, народный артист РСФСР (1987), писатель. Родился в деревне Быстрый Исток Алтайского края, жил в Москве. Окончил ГИТИС. С 1963 года работал в Театре имени Моссовета. С 1964-го – в Театре на Таганке. В кино дебютировал в 1965 году,  наибольшую известность принесли ему роли участкового Сережкина в «Хозяине тайги» (1969), главная роль в фильме «Бумбараш» (1971). С 2003 года – художественный руководитель Государственного молодежного театра Алтая. С октября 2011 по март 2013 года – художественный руководитель Театра на Таганке. Автор книг воспоминаний «Дребезги», «Секрет Высоцкого», «На плахе Таганки», «На Исток-речушку, к детству моему», «Медея».
Умер 30 марта 2013 года.  
 
Валерия ЗОЛОТУХИНА похоронили на Алтае, на территории построенного им храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Быстрый Исток. Незадолго до смерти поэтесса Нина КРАСНОВА взяла у актера интервью в фойе Театра на Таганке. Книжный разговор о поэте Андрее Вознесенском состоялся очень кстати – в момент, когда актер продавал свою книгу-дневник «Медея».

– Валерий, когда ты познакомился с Андреем Вознесенским?
– Познакомился я с ним в Театре на Таганке, когда Юрий Петрович Любимов пригласил его к нам сюда, в театр, и Андрей Вознесенский предложил Любимову: «Давайте сделаем на Таганке вечер по моим стихам». Конечно, стихи Вознесенского я знал и раньше, задолго до этого, еще студентом ГИТИСа. И когда проходил из своего общежития на Трифоновке к станции метро «Рижская», я останавливался у газетных стендов, которые тогда были в Москве на каждом шагу, и читал вывешенные там стихи Вознесенского из его «Треугольной груши», старался аккуратно вырезать себе эти стихи и хранил их. А с ним самим я потом познакомился в Театре на Таганке. 
И меня, помню, поразило одно интервью, в котором участвовали Любимов и Вознесенский. Любимов рассказывал о «Добром человеке из Сезуана», о первом спектакле, поставленном на Таганке в 1964 году, и говорил о том, что ему как режиссеру хотелось бы сохранить и «Доброго человека...», и весь коллектив артистов, которые в нем играли, и на его основе с этим коллективом создать новый театр. И когда дошла очередь до Андрея, он спросил: «Юрий Петрович, что сказать? Что сказать?» Юрий Петрович сказал ему: «Скажи, что надо сохранить коллектив и создать, организовать новый театр на Таганке!» И Андрей Андреевич озвучил идею Любимова, сказал, что этот великий спектакль нужно превратить в театр! Высказал эту идею Любимова на весь Советский Союз! Меня это потрясло! Так же, как потом, когда в который раз закрыли «Живого» – спектакль по пьесе Бориса Можаева, в котором я играл Кузькина. Тогда в кабинете Любимова было бурное обсуждение, где присутствовал Евгений Евтушенко, который вдруг подскочил к секретарю и сказал: «Машинку! Бумагу! Копирку!» Сел и начал выдалбливать на печатной машинке: «Москва! Кремль! Брежневу!»
– То есть Евтушенко решил послать письмо в высокие инстанции, чтобы «Живого» вернули на сцену?
– Да. Я обалдел от этого эмоционального порыва. Правильно говорится: слова говорить могут многие, а совершать поступки – не многие. В понятие «великий поэт» входит не только писание талантливых стихов, но и активная гражданская и нравственная позиция. Евтушенко и Вознесенский были способны на поступок. Помню, как из творческого вечера Андрея Вознесенского мы сделали спектакль. В первом отделении я, Высоцкий, Смехов, Демидова читали его стихи, а во втором отделении предполагалось, что будет читать он сам. Вечер имел невероятный успех, и Любимову сказали, что надо оставить на Таганке композицию из стихов Вознесенского – сделать из этого спектакль. Так родился спектакль «Антимиры», который открыл собой на Таганке, как в таблице Менделеева...
– Новый элемент?
– Да, элемент поэзии. И с Вознесенского, с его «Антимиров», началась мощная поэтическая линия Театра на Таганке. Были «Павшие и живые» (на стихи Маяковского, Асеева, Светлова, Твардовского, Симонова, Суркова, Пастернака, Бергольц, Кульчицкого, Когана, Всеволода Багрицкого, Гудзенко, Самойлова, Слуцкого, Окуджавы, Межирова, Левитанского), «Пугачев» Есенина, «Товарищ, верь!» Пушкина, спектакль «Под кожей статуи Свободы» Евтушенко, а потом «Берегите ваши лица» – еще один спектакль на стихи Андрея Андреевича. Андрей пригласил на спектакль своего друга – заместителя министра культуры Мелентьева, который его и закрыл.
– Лучше бы не приглашал...
– Мы играли по два спектакля в день. Допустим, днем – «10 дней» («Доброго человека...», «Павших...»), а вечером – «Антимиры». Все они шли с аншлагами и, кроме всего прочего, просто кормили театр, потому что финансовые сборы от них были такие, что хватало и на зарплату артистам, и на надбавки, и на премии. Мы долго играли «Антимиры», и потом нашему примеру последовали другие театры, которые тоже стали ставить поэтические спектакли. Что сказать о поэзии Вознесенского? Я просто не вправе говорить о ней. Он признанный великий человек, и его братья по литературе сказали и скажут о нем лучше меня. Я с благодарностью храню и перечитываю книгу Андрея «Прорабы духа» с автографом. 
Потеря такого поэта, гражданина и нежнейшего человека для меня лично – огромная потеря. Вознесенский – поэт-художник, и ко всем темам он подходил прежде всего как художник-метафорист, как живописец со своими красками. Он был поэтом огромной искренности и неконъюнктурщиком в отличие от многих коллег. Правда, у Вознесенского есть поэма о Ленине «Лонжюмо» и стихи «Уберите Ленина с денег». Сейчас кое-кто упрекает его за них. Но дело в том, что он писал все это не как конъюнктурщик, а как дитя времени, будучи воспитанным в советском духе, и писал от души. Тогда в нашей стране был атеизм, люди не верили в Бога, но всегда хочется верить в какие-то идеалы. И Вознесенский, когда был молод, как все, верил в Ленина и Сталина, социализм и коммунизм. Вот и написал поэму о Ленине и стихи «Уберите Ленина с денег» со всей силой поэта-художника и гражданина: «Я не знаю, как это сделать,/ но, товарищи из ЦК,/ уберите Ленина с денег,/ так цена его высока!»
– В советское время стихи «Уберите Ленина с денег» воспринимались как вызов товарищам из ЦК...
– Да. А в разгар перестройки у Андрея Вознесенского спросили, готов ли он повторить свой призыв. Он ответил, что, может быть, и повторил бы его – но уже из совсем иных соображений, с иными подтекстами.
– Расскажи о своих отношениях с Андреем Вознесенским. Я помню, когда он начал терять голос и не мог читать стихи с такой силой, как раньше, то он именно тебя приглашал на свои вечера, чтобы ты читал его стихи...
– Да, я читал его стихи. Причем я сам выбирал, что прочитать. Впрочем, не я один – еще читала Ирина Линдт. Это было совершенно естественно. Артисты Театра на Таганке прошли хорошую школу чтения, школу произношения текстов. Мы читали Давида Самойлова, Евгения Евтушенко, Беллу Ахмадулину. И от всех поэтов каждый из нас что-то взял. Театр был просто заражен поэзией.
– Ты и сейчас читаешь Вознесенского...
– Да. Например, замечательное стихотворение «Песня акына, или Пошли мне, Господь, второго...»:
Ни славы, и ни коровы,
Ни тяжкой короны земной –
Пошли мне, Господь, второго,
Чтоб вытянул петь со мной.

Прошу не любви ворованной,
Не милости на денек -
Пошли мне, Господь, второго,
Чтоб не был так одинок;
<...>
– Валерий, а приходилось тебе вдвоем с Андреем выступать в других городах России?
– К сожалению, нет. Были случаи, когда Андрей уезжал в Томск и в Омск, когда у него были там большие концерты на закрытых стадионах, во дворцах спорта, он звал меня туда с собой, но я, как правило, был загружен работой. 
– Я слышала, Высоцкий отговаривал тебя ехать с Вознесенским, говорил: зачем тебе быть при ком-то?
– Да, он говорил: Вознесенский – сам по себе, а ты – сам по себе.
– Кстати, Вознесенский ценил тебя и как писателя. Когда летом 1973 года в журнале «Юность» напечатали твою первую повесть «На Исток-речушку, к детству моему», она понравилась Андрею Вознесенскому, и он сказал тебе, что теперь у тебя новая жизнь и что теперь все будут смотреть на тебя не только как на артиста.
– Да, я писал об этом в дневнике. В 1973 году в Театре на Таганке был банкет по случаю 500-го спектакля «Антимиры». Я сидел рядом с Любимовым, у меня был «месячник» трезвости, поэтому я пил только воду. И только когда Зоя Богуславская говорила о величии Любимова и произнесла тост, Любимов подлил мне вина в бокал с водой, польстил мне таким образом. А Андрей Вознесенский тогда сказал мне, что ему понравилась моя повесть. Так что на банкете, хоть я не пил, мне было хорошо.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Другие новости

Читайте также


Полностью оправдан

Полностью оправдан

Аркадий Стасов

Как Михаил Скворцов почти 10 лет отстаивал честное имя

0
318
Конкурс на место в Мосгордуме составит шесть человек

Конкурс на место в Мосгордуме составит шесть человек

Петр Мордасов

Борьба за мандаты в столичном парламенте обещает быть конкурентной

0
4142
Нижнее белье в стиле "латина" [18+] [фото]

Нижнее белье в стиле "латина" [18+] [фото]

НГ-Online

В Медельине в рамках Columbiamoda fashin show латиноамериканские дизайнеры представили публике новые коллекции женского белья

0
474
Разведка США: Россия в ответе за создание условий для катастрофы «Боинга»

Разведка США: Россия в ответе за создание условий для катастрофы «Боинга»

НГ-Online

Евросоюз может ввести эмбарго на поставки вооружения в Россию

23
16829