Виктор Гюго. Ган Исландец. Бюр-Жаргаль/ Пер. с фр.; изд. подг. Н.Т. Пахсарьян.
– М.: Ладомир: Наука, 2013. – 710 с. (Литературные памятники). ISBN 978-5-94451-047-1
В серии «Литературные памятники» изданы два дебютных романа французского классика Виктора Гюго (1802–1885), написанные в 1820-е в готическо-романтическо-приключенческом духе, что неудивительно: начинающему автору не исполнилось и 20 лет. В «Гане Исландце», например, действуют «похожий на дикого зверя» монстр-разбойник «отвратительнее разъяренного хищника, ужаснее дьявола, ибо это был человек, в котором не осталось ничего человеческого» – и громадный белый медведь, молодой барон Орденер Гульденлев и его возлюбленная Этель, дочь старого графа. В роман «Бюг-Жаргаль» тоже хватает экзотики, хоть и иного толка: произведение посвящено бунту чернокожих рабов в конце XVIII века в одной из французских колоний на острове Санто-Доминго: «Восстание вспыхнуло сегодня в 10 часов вечера в поместье Тюрпен. Рабы под предводительством английского негра по имени Букман увлекли за собой невольников из мастерских в поместьях Клемеан, Тремес, Флавиль и Ноэ. Они подожгли все плантации и с неслыханной жестокостью перебили колонистов. Вы поймете весь ужас по одной подробности. Знаменем им служит поднятое на копье тело ребенка».
Денис Драгунский. Взрослые люди.
– М.: АСТ, 2013. – 374 с. ISBN 978-5-17-079466-9
Новый сборник рассказов писателя, сценариста, журналиста, политического аналитика Дениса Драгунского, ставшего когда-то прототипом героя «Денискиных рассказов» своего отца. «Взрослые люди» – это целая россыпь маленьких сценок, зарисовок, случаев, рассказов буквально на две-три страницы, но в каждом – психологическая точность на грани с абсурдностью, лихо схваченный реализм, перетекающий в магическую сказку, притчевость на грани с документальностью. «Алеше Жиркову не везло с девушками, потому что он был очень доверчивый и быстро влюблялся. Вот так он влюбился в Леру Фиалкину. Очень красивая девушка, брендовая на все сто. Но вся такая тонкая, интеллигентная. А потом ему сказали, что она просто путана».
Михаил Свищёв. Одно из трех: Стихотворения.
– М.: Водолей, 2013. – 88 с. ISBN 978-5-91763-154-7
«Одно из трех» – вторая книга стихотворений поэта, журналиста, редактора, выпускника Литературного института имени Горького Михаила Свищёва (р. 1969). На последней странице обложки помещена «Анкета», где автор рассказывает о себе сам: «1. Любимое занятие – слова. 2. Привычки – контрабасы и трамваи. 3. С двенадцатого лета сорок два. 4. Судьба сложилась так, что проживаю… 16. Вы счастливы? – Наверное. Отчасти». Сам сборник состоит из трех разделов «Вначале все равно играет музыка», «Спиной к Эвридике» и «По обе стороны». В стихах Свищёва – трансформации античных мифов и современная Москва, бренное и вечное: «Я шел к метро, – омоновцы с АК,/ реклама часового: «Время лечит»,/ а дальше, выше рылом, в облаках, –/ заоблачных, не то чтобы заплечных, –// запретных дел над пропастью во льну/ кружились мастера и маргариты... //<...> – как сразу наступает послевсё?/ – а сразу после нас и наступает».
Андрей Поляков. Письмо.
– М.: Арт Хаус Медиа, 2013. – 150 с. (Библиотека журнала «Современная поэзия»). ISBN 978-5-902976-55-4
Как подчеркивает издательская аннотация, перед нами не сборник стихотворных и прозаических текстов симферопольского поэта Андрея Полякова (р. 1968), а именно книга – «автономная полифоническая система, с единым сквозным сюжетом, со своей символической драматургией и особым образом организованной внутренней акустикой». В предисловии Бориса Херсонского отмечено, что «Андрей живет в совершенно особом мире, где деревья, поэтические и богословские тексты, облака, ангелы, философы, джазмены находятся рядом и принципиальной разницы между ними не существует». Вот как пишет сам Поляков в своих легких, многосложных, ассоциативных стихах о поэтах и поэзии: «В словах словесности, в единственных садах/ легко от вечера и весело от света –/ там стала азбука землею на губах/ на кольцах Греции, на стороне монеты…» И об этом же – в прозе: «…Все, что я пишу, я пишу о двух своих родинах, небесной и земной, о русском языке и о Крыме. Попробуйте меня от Крыма оторвать, ручаюсь вам – себе свернете шею».
Аркадий Тагер. Старые грехи.
– СПб.: Алетейя, 2013. – 504 с. ISBN 978-5-91419-899-9
Роман писателя и журналиста Аркадия Трагера (р. 1961) «Старые грехи» – первая книга трилогии о так называемом потерянном поколении молодых людей постсоветской формации. Продолжая традицию Хемингуэя, Фитцжеральда, Ремарка, Тагер повествует о тех, чья жизнь была искалечена экономическими и социальными катаклизмами. Главный герой – наш современник, средних лет «руководитель среднего звена» одного из московских издательств Петр Жаров, которого «почти все устраивало… в его судьбе, и никогда он серьезно не переживал по поводу того, что он ничего не добился в этой жизни и, как говорят, не оставил следа в истории… И самое главное – это гармония с собственным «я». Но однажды 31 декабря он волею судьбы переносится в канун 1980 года – «застойные брежневские времена, холодная война с Западом, железный занавес, всеобщий дефицит всего и вся, грядущая Олимпиада в Москве, война в Афгане», имея при себе 470 тыс. долл. в инкассаторской сумке, которая буквально упала Жарову в руки…