0
1693
Газета Печатная версия

18.09.2014 00:01:00

Фортепианная лихорадка

О горячих головах, мелодистах и алхимиках

Тэги: фортепьяно, шуберт, джаз, бетховен, гершвин, моцарт, стравинский, эмпедокл


фортепьяно, шуберт, джаз, бетховен, гершвин, моцарт, стравинский, эмпедокл

Фортепиано не менее многогранно, чем скрипка. Пьер Огюст Ренуар. Девушки за фортепиано. 1892. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Автор «Громкой истории фортепиано» – пианист, композитор и музыкальный критик Стюарт Исакофф – универсал, в своей работе исследующий историю фортепиано через «притяжения» и «отталкивания». Вместо скучных фактов и выверенного, последовательного изложения – 16 небольших основных глав, иллюстрированных и сопровождаемых врезками. Например, Исакофф рассказывает о мелодиях Франца Шуберта, сопровождая свои рассуждения коротким текстом всемирно известного пианиста Андраша Шиффа на ту же тему. В книге принципиально нет разделения на академическую, джазовую или народную музыку, так как автор одинаково ценит различные направления и жанры и, что самое важное, демонстрирует читателю сложный мир музыкального искусства в его единстве.

Фортепиано, по мысли Стюарта Исакоффа, способно отразить не меньшее многообразие чувств и мыслей, чем, скажем, та же скрипка. Эмоциональные сочинения Людвига ван Бетховена, сдержанная музыка Эрика Сати, эксперименты Джона Кейджа по-своему сочетаются с джазовыми шедеврами Джорджа Гершвина, Оскара Питерсона, кантри или рок-н-роллом. Программы современных пианистов часто состоят из произведений композиторов совершенно разных эпох и стилей, ведь музыка Арнольда Шенберга или Стива Райха не отменяет музыку Моцарта, скорее даже наоборот.

Свой историко-музыкальный труд Стюарт Исакофф начинает с обзора клавесинов и первого фортепианного механизма, созданного в начале XVIII века итальянцем Бартоломео Христофори. Постепенно фортепиано начинает пользоваться популярностью, и именно на нем с огромным успехом исполняет свои прозрачные и оптимистичные пьесы легендарный Моцарт. Произошла «фортепианная лихорадка», музыкальный инструмент все чаще стали покупать для обучения детей, начались гастроли пианистов, полные как удовольствий, так и проблем.

книга
Стюарт Исакофф.
Громкая история фортепиано.
От Моцарта
до современного джаза
со всеми остановками.
/ Пер. с англ. Л. Ганкина.

– М.: АСТ: Corpus, 2014.
–480 с.

Автор берет за основу своей классификации систему античного Эмпедокла и разделяет, хотя и со значительными оговорками, всех пианистов и композиторов на четыре типа: горячие головы (огонь), мелодисты (вода), алхимики (воздух) и ритмизаторы (земля). Горячие головы – это Людвиг ван Бетховен, Ференц Лист, Бела Барток, Игорь Стравинский, Сесил Тейлор. Их исполнению свойственна предельная экспрессия, граничащая с яростью. Клод Дебюсси, Арнольд Шенберг, Дюк Эллингтон, Терри Райли напоминают алхимиков своей загадочной, иногда даже потусторонней музыкой. Настоящий расцвет ритмизаторов пришелся на начало XX века, когда оформились такие стили, как регтайм, буги-вуги, произошло зарождение джаза. К пианистам-ритмизаторам относятся Каунт Бейси, Чучо Вальдес и многие другие джазовые пианисты. Особое место в истории фортепиано занимают мелодисты, ставящие яркость музыки на первое место – Франц Шуберт, Роберт Шуман, Иоганнес Брамс, Морис Равель, Фредерик Шопен, Джордж Гершвин.

Отдельных глав в книге Исакоффа удостоились русские и немецкие пианисты, причем не забыты и классики других стран – бразилец Эйтор Вилла-Лобос, в «Бразильских бахианах» соединивший Баха и национальную музыку, испанец Мануэль де Фалья и др. О некоторых пианистах и композиторах Исакофф пишет буквально одной строкой, разумеется, ничуть не умаляя ценности их музыки, отдельным же виртуозам фортепиано уделено больше внимания. Книга снабжена удобными приложениями и именным указателем, значительно облегчающими работу с книгой. Стюарту Исакоффу в полной мере удалось показать ценность и непреходящее культурное значение фортепиано, осмыслить сложную историю жизни этого инструмента, не впадая в популизм или, напротив, загромождая текст музыковедческими терминами. Стоит надеяться, «Громкая история фортепиано», полная занимательных фактов и новых умозаключений, заинтересует искушенного читателя и не отпугнет дилетанта. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Завидовать гению трудно

Завидовать гению трудно

Сергей Шулаков

0
717
Спрятаться в халат абстракций. Пушкинский музей показывает "Восточный джаз / East West Jazz"

Спрятаться в халат абстракций. Пушкинский музей показывает "Восточный джаз / East West Jazz"

Дарья Курдюкова

0
1250
Булыжник просвещения

Булыжник просвещения

Алиса Ганиева

Елена Семенова

Памятник Лотману из труб, кожаный бомбер Аксенова и прочие прелести сентябрьских литературных фестивалей

0
1673
На флейте водосточных труб

На флейте водосточных труб

Галина Каргальская

Сергей Малышев

Размышления об альтернативном искусстве, Древней Греции и психоделике

0
715

Другие новости

Загрузка...
24smi.org