0
4362
Газета Печатная версия

21.05.2015 00:01:00

Пятьдесят писем в день

Главный редактор журнала «Юность» Валерий Дударев о юбилее, цензуре и дотошных читателях

Тэги: журнал юность, юбилей, литература, поэзия, проза

Валерий Федорович Дударев (р. 1965) – поэт, главный редактор журнала «Юность». Окончил филфак Московского педагогического государственного университета, работал сторожем, дворником, столяром, архивистом, редактором, преподавателем, валил лес в Якутии, прошел пешком Колымскую трассу. Печатался в журналах «Юность», «Литературная учеба», «Наш современник», East-West Review (Великобритания), альманахах «Истоки», Poesia (Польша), в «Независимой газете», «Литературной газете». Автор книг «На склоне двадцатого века» (1994), «Где растут забытые цветы» (1997), «Ветла» (2001), «Глаголица» (2004), «Интонации» (2010), лауреат литературных премий им. Александра Невского, Сергея Есенина, Бориса Корнилова и др.

журнал «юность», юбилей, литература, поэзия, проза У каждой юности – своя «Юность». Фото Александра Анашкина

Любимый многими читательскими поколениями журнал «Юность» отмечает круглую дату: в июне 1955 года вышел в свет его первый номер. Легко ли «Юности» быть молодой в 60-летнем возрасте, главный редактор журнала поэт Валерий ДУДАРЕВ рассказал Ольге РЫЧКОВОЙ.

– Валерий, во-первых, поздравления с журнальным юбилеем. Давайте припадем к истокам: как возникла идея такого молодежного издания?

– От того славного времени – времени возникновения журнала «Юность» – сохранилось великое множество легенд. Понятно, что многие современники приписывают идею создания журнала, идею возникновения названия «Юность» Валентину Петровичу Катаеву – писателю удивительно цепкому, наблюдательному, тонкому стилисту, мечтателю и выдумщику. Но есть, к примеру, версия, что название «Юность» для журнала подсказал сотрудник ЦК то ли Воронин, то ли Воронов... Хотя дело даже не в этом! А в том, что именно время конца 1950-х просто не могло обойтись без такого журнала, как «Юность». На Западе почти в то же время ЦРУ разрабатывало проект «Битлз», чтобы отвлечь молодежь от социальных протестов (проект и талант совпали). И в Стране Советов нужно было знать, чем живет, во что верит молодежь, более того – направлять ее мысли и чувства. Катаев же пошел еще дальше, затевая журнал. Катаевская наметка содержала абсолютно новый для того времени подход к творчеству молодых.

– В чем же кредо журнала?

– Как у известного персонажа: «Всегда»! А если серьезно, «Юность» всегда была журналом, помогающим понять каждому жителю нашей страны, что у нас есть добротная литература, что литература – это большой труд и если у тебя есть дар, то не так и велика грань, разделяющая писателя и читателя. Ведь писатель – это в первую очередь дотошный читатель. И прав Виктор Шкловский: художник слова не изобретает новых образов, а черпает из созданного до него… Помню, меня когда-то поразило личное открытие, что есенинский «несказанный свет» есть у раннего Блока.

На страницах «Юности» смогли встретиться писатели разных поколений, разных взглядов, разных интонаций. В таком подходе виделось бережное отношение именно к связи времен, уважительное отношение к мнениям прошедших войны, разруху, лагеря и к начинающим романтикам. Рядом уживались стихи Бориса Слуцкого, Варлама Шаламова и Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, проза Бориса Васильева и Василия Аксенова. При этом постоянно появлялись новые рубрики. Велся постоянный диалог с читателем. Например, молодой Наум Коржавин анализировал стихотворения своих ровесников.

Многие из заложенных тогда традиций сохранились и сегодня. И если Катаев открыл волшебную дверцу «Юности», то полностью подготовил и запустил литературную школу «Юность», конечно, Борис Николаевич Полевой. Однажды на одной радиостанции мне предложили загнать «Юность» в рамки либеральной идеологии, и ведущий стал перечислять имена писателей, как ему казалось, олицетворяющих «Юность»: Василий Аксенов, Анатолий Гладилин, Владимир Войнович, Евгений Евтушенко… Я тут же продолжил, нарушив при этом его стройную конструкцию: Николай Рубцов, Алексей Прасолов, Юрий Кузнецов, Юрий Бондарев, Виктор Астафьев…

– «Юность» – это не только авторы и главные редакторы, но и сотрудники отделов поэзии и прозы, художники, корректоры и другие «бойцы невидимого фронта», без чьего кропотливого, часто незаметного для читателей труда не обходится ни одно издание.

– Среди людей, работавших в журнале в разное время, – чуткий и въедливый редактор отдела прозы Мэри Лазаревна Озерова, которая воевала на фронтах Великой Отечественной. В отделе поэзии, который мне, безусловно, ближе, трудились прекрасные редакторы и поэты Натан Злотников, Николай Новиков, Юрий Ряшенцев. В этом же отделе работал и напрочь ныне забытый выдающийся Сергей Дрофенко – трагически погибший в начале 70-х годов прошлого века. Из старшего поколения хочу выделить Эмилию Алексеевну Проскурнину и Юрия Николаевича Садовникова. Именно они не дали уничтожить «Юность» в начале 90-х годов ХХ века. В это смутное время журнал выходил ежемесячно. Нынешний сквозной номер «Юности» начиная с июня 1955 года – 712-й! Мы выстояли в 90-е, хотя всякое случалось… И цензура не исчезала, просто менялись методы воздействия на писателя. Тогда же, в 1990-е, некий деятель однажды посетовал, что «Юность» стала слишком почвенническим изданием. На что я заметил, что именно в «Юности» в 1988-м опубликован один из лучших рассказов Василия Белова «Такая война», что повести Бориса Васильева – все «почвеннические». Как и беседы с Валентином Распутиным и Вадимом Кожиновым, и рассказы Игоря Михайлова о трагедии малых городов России… Настоящая литература – это вообще «почва и судьба» («и тут кончается искусство,/ И дышат почва и судьба»). А еще я благодарен поэтам, прозаикам, литературоведам старшего поколения, которые поддерживали и поддерживают журнал сегодня! Это и Лев Аннинский, и Белла Ахмадулина, и Андрей Вознесенский, и Евгений Евтушенко, и Зоя Богуславская, и Анатолий Алексин, и Альберт Лиханов, и Валерий Золотухин (по мне – больший прозаик, чем актер), и Новелла Матвеева, и Инна Ростовцева, и Георгий Пряхин… Я могу долго перечислять этот ряд. Некоторых уже нет в живых, но через журнал «Юность» они живы в системе ценностей новых поколений.

– Давайте в честь юбилея приоткроем журнальные кулисы…

– В журнале были и особые тайны, и грустные и курьезные истории. Белла Ахатовна Ахмадулина мне когда-то рассказывала о том, как «Юность» ее поэму «Моя родословная» не могла напечатать без главы о Ленине. Так вот сидели и всей редакцией эту главу сочиняли – появился симбирский гимназист, угол между веком и веком… Все очень смеялись! И вдруг Ахмадулина строго и грустно заметила: «Было смешно, а теперь очень грустно... Из-за этой главки я разлюбила «Мою родословную»...» И великий русский поэт Николай Рубцов не мог напечатать в «Юности» свой знаменитый «Русский огонек», без добавления, которое сделал ответственный секретарь журнала: «Огромный мир по-прежнему не тих./ Они грозят – мы сдерживаем их…» А знаете ли вы, что еще в начале 60-х годов Иосиф Бродский подготовил публикацию для «Юности» – номер журнала должен был вот-вот прийти к читателю. И вдруг Бродский, под предлогом незначительного исправления одной строки, сам отказывается от этой публикации. А может, и не вдруг. Натан Злотников мне показывал гранки со стихами Бродского.

– А вы сами как поэт сталкивались с цензурой?

– Вы, наверное, думаете, что я скажу «нет»? А я отвечу: сталкивался. Именно в 90-е годы. В прошлом году обо мне сняли фильм как о поэте и показали на Первом образовательном канале в программе «Имена». Так вот, автор фильма решила рассказать обо мне и нашла меня по стихотворению, которое было практически запрещено в 1990-е годы. Стихи эти я нигде не мог напечатать (и в «Юности» тоже), опубликованы они лишь в середине нулевых в «Нашем современнике» и в «Литературной газете», их потом выделил Лев Аннинский. Вот это стихотворение, написанное еще в 1991–1992 годах:

Сгорают звезды, люди, 

царства…

Испепеляющий конец! –

И нет на свете государства,

В котором умер мой отец.

И словно он в сороковые

И не выигрывал войну –

Так быстро справили живые

Себе отдельную страну.

И словно не было державы,

Свалившей гордого врага.

И там, где город русской славы,

Теперь чужие берега.

И там, где время сохранило

Могилы русских казаков,

Теперь степная правит сила

Чужих очей, чужих подков.

И там теперь чужие страны,

Где гибли русские полки,

А горстку русских ветеранов

Добьют латышские 

стрелки…

Я давно уже не читаю эти стихи на встречах с читателями, не переиздаю. А оказывается, они живут, они нужны людям, они переписываются от руки до сих пор. Я об этом недавно узнал, выступая в Вильнюсе, Риге. Время изменилось, а боль-то осталась! Как писал Есенин: «Я пел тогда, когда мой край был болен...»

– Что необходимо сегодня сделать, чтобы воплощался в жизнь сегодняшний девиз журнала «У каждой юности – своя «Юность»?

– Нужна четкая и ясная государственная политика в области литературы. Только при помощи классических (более 50 лет издания) журналов мы сможем сохранить русский язык. Живой русский язык! Поэтому журнал «Юность» должен быть выписан каждым учебным заведением страны – лишь так нам удастся вернуть сочинение в школы, вернуть творческий процесс, связанный со словом. Вернуть журнал во все библиотеки страны! И вернуть классические литературные журналы в систему Министерства культуры (где они, собственно, всегда и были). На центральных телеканалах создать передачу о журналах, хотя бы ежемесячную: по графику выхода журналов. Это и будут первые ростки государственной заботы о классических литературных журналах, к коим относится и «Юность», в Год литературы.

– Вернемся к юбилею журнала: как будете его отмечать?

– Так мы его уже отмечаем – рядом с читателями. Только что творческая группа «Юности» вернулась из Республики Коми, сейчас Москва – «Дом Лосева», потом Рига, далее Болгария, потом тютчевский Овстуг… Мы востребованы! В редакцию приходит от 5 до 50 писем в день, приходят авторы со всего земного шара… А начали отмечать юбилей еще в начале 2014 года: ввели на первой обложке рубрику «Наше все», в которой фото из архива журнала и небольшой рассказ о писателе, крепко-накрепко связанном с «Юностью». Рубрику длим и сейчас… Соберите вместе эти номера и имена – и вы поймете, что такое журнал «Юность». 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Константин Ремчуков: О недовольном Батьке, реабилитации вторжения в Афганистан и провальном типе управления страной

Константин Ремчуков: О недовольном Батьке, реабилитации вторжения в Афганистан и провальном типе управления страной

0
456
Суд признал депутата Госдумы Николая Герасименко виновным в ДТП

Суд признал депутата Госдумы Николая Герасименко виновным в ДТП

0
145
Исполком WADA обсудит 9 декабря доклад Комитета по соответствию о РУСАДА

Исполком WADA обсудит 9 декабря доклад Комитета по соответствию о РУСАДА

0
147
Росстат:  промпроизводство за январь – октябрь 2019-го выросло на 2,7% по сравнению с соответствующим периодом 2018-го

Росстат: промпроизводство за январь – октябрь 2019-го выросло на 2,7% по сравнению с соответствующим периодом 2018-го

0
134

Другие новости

Загрузка...
24smi.org