0
4434
Газета Печатная версия

16.07.2015 00:01:00

Сладкий кусок живого

100 любовных признаний, диссидент Тургенев и идеология, которая уничтожает человека

Тэги: поэзия, тургеневы, доктор живаго, любовь, владимир сорокин


поэзия, тургеневы, «доктор живаго», любовь, владимир сорокин

Максимальная свобода высказывания. Константин Сомов. Влюбленные. Вечер. 1910. Национальная галерея Армении, Ереван

В работах российских философов, политологов и социологов в быту мы встречаем выражение «загадочная русская душа» и соглашаемся: да, наша жизнь построена на контрастах, противоречиях, во многом непонятных большинству в мире. Антология любовных признаний великой русской литературы «Уроки русской любви» – это 100 коротких отрывков и около 20 эссе современных писателей и журналистов, характеризующих – в основном с долей иронии, но всегда заинтересованно и вдумчиво – те или иные любовные линии в русской литературе.

Составитель Мария Голованиевская смело начинает с древнерусской литературы, Николая Карамзина и заканчивает Анатолием Рыбаковым, Виктором Ерофеевым, Юрием Нагибиным. Можно предположить, что бесконечные дискуссии литературоведов, учителей-словесников на предмет, что же считать классикой – только литературу до середины XX века, с небольшими исключениями и включать ли в этот список современные тексты или даже «альтернативную» литературу – все-таки приведут к общему знаменателю. В любом случае в новой антологии нашлось место как Федору Достоевскому, Сергею Аксакову и Ивану Тургеневу, так и Михаилу Арцибашеву, Константину Вагинову, Нине Берберовой – писателям с различной репутацией, художественной манерой и местом в литературном пантеоне.

Многие любовные признания звучат для нас по-иному, обретая новые краски и смыслы в контексте современной жизни и нашего читательского опыта, а значит, можно преодолеть наивное восприятие литературной классики и действительно сопоставить собственные, теперь уже взрослые знания и приоритеты с литературным произведением. Экспрессивная записка лермонтовской княжны Мэри Печорину, странный диалог двух противоположностей – Ильинской и Обломова у Гончарова, фрагмент описания взаимоотношений Лары и Живаго у Пастернака – эпизодические, но яркие свидетельства пресловутой «вневременности» классики.

Эссе, сопровождающие некоторые из представленных отрывков, своеобразно отражают отношение современных авторов к произведениям их предшественников. Несмотря на известные жанровые субъективизм и максимальную свободу высказывания, эти тексты выходят за рамки просто художественно оформленного произведения, являясь полемичными. Так, наряду с глубоко личностным текстом Алены Долецкой об «Это я, Эдичка» Эдуарда Лимонова присутствуют эссе Андрея Наврозова о «Бедной Лизе» Николая Карамзина и Александра Иличевского об «Отцах и детях» Ивана Тургенева, представляющие не школьное, а индивидуальное прочтение классики. Иличевский в «Человеке и темноте» говорит о необходимости переосмысления академического текста «Отцов и детей» и называет это произведение «самым настоящим диссидентским романом... По сути (роман Тургенева) находится вне советской доктрины и оспаривает ее, ибо он – первая в русской культуре попытка показать, как идеология уничтожает человека».

книга
Уроки русской любви.
Антология/Сост.
Мария Голованиевская.
– М.: АСТ: CORPUS, 2015.
– 590 с.

Поэты Андрей Новиков-Ланской и Фаина Гримберг (Гаврилина) принадлежат к разным литературным направлениям, их творчество устремлено по противоположным векторам, поэтому столь интересно сравнить их эссе. Новиков-Ланской в тексте «Свет и уголь» о «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова восхищенно и детально рассказывает о романе, тогда как Гринберг («Кое-что об электричестве») разрушает привычные представления о романтизме главных героев «Доктора Живаго» и предлагает «противоядие» восприятию женщины как «сладкого куска, живого и животного» у Пастернака защиту телесной и духовной независимости женщины у Льва Толстого.

Антология «Уроки русской любви» состоит из любопытной подборки художественно убедительных, эмоциональных сцен любовных признаний и эссеистики – где-то спорной, где-то радостно-сопереживающей, а где-то и суховато-критичной, но неизменно качественной. Классика и современность будто сплетаются в один тугой узел общего литературного процесса, что дает право назвать данный сборник неординарным и интересным для широкой читательской аудитории.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В «Двенадцать» и в «Четверть девятого»

В «Двенадцать» и в «Четверть девятого»

Андрей Мирошкин

Андрей Щербак-Жуков

Юрий Анненков – едкий иллюстратор, неразгаданный прозаик

0
1012
Ночью церковь звонила протяжно и глухо

Ночью церковь звонила протяжно и глухо

Николай Фонарев

Во Владимирской области отметили 95-летие со дня рождения Владимира Солоухина

0
187
А графоманов не было

А графоманов не было

Ася Аксёнова

Фестиваль «Батумские каникулы» может стать регулярным

0
199
Тяжесть прощального гуда

Тяжесть прощального гуда

Глеб Богачев

В «Стихотворном бегемоте» вспоминали поэта Игоря Бухбиндера

0
172

Другие новости

Загрузка...
24smi.org