0
4130
Газета Интернет-версия

03.09.2015 00:01:00

А теперь пришей мне пуговку

Тэги: аркадий пахомов, вечер, стихотворный бегемот, смог


Вечер Аркадия Пахомова (1944-2011), прошедший в клубе «Стихотворный бегемот» в подмосковной Малаховке, был праздником. И не только потому, что через день был его день рождения. Его стихи были праздником.

Мне сегодня представляется, что Аркадий Пахомов является самым значительным явлением в группе СМОГ. Во-первых, он был начисто лишен романтической экзальтации в отличие от Губанова и Алейникова. Во-вторых, он не был безнадежно мрачен, как ранний Величанский, он был ироничен и трезв (как бы двусмысленно это ни звучало). В-третьих, он совсем не был модернистом, он был «классицистом». Как писал Владислав Ходасевич: «И каждый стих гоня сквозь прозу,/ Вывихивая каждую строку,/ Привил таки классическую розу/ К советскому дичку». И все же «луна валила плетни», разве не модернизм? В-четвертых, у него множество внутренних цитат, не прямых, а по построению строк, от Пушкина до Бунина. В-пятых, у него идеальный и волшебный звук. И, наконец, он ничего не демонстрировал, он просто передавал читателю (не любому, а подготовленному) свое внутреннее состояние, что, на мой взгляд, и есть единственная задача стиха.

Выступления гостей перемежались записью авторского чтения стихов Пахомовым.

Владимир Сергиенко сказал: «Аркадий Пахомов кажется мне Холденом Колфилдом, он обладал неповторимым чувством юмора, любовью к пению, несмотря на проблемы со слухом, слова не всегда помнил, но присочинял если забыл, обожал и осуществлял мистификации, написал необычные басни».

Ирина Дугина заметила: «У него была почти негритянская пластичность и медвежья неуклюжесть, и стихи такие же, написал немного, но драгоценных вещей, был занудой в смысле подробности и серьезности, но за этим он прятал беззащитную душу». И привела в качестве примера: «Выпей, друг дорогой за пучок неразрезанных вен/ И за сердце твое, драгоценное, бедное сердце».

Андрей Судаков рассказал два прелестных эпизода, очень ожививших образ Аркадия. Однажды Андрей тащил на себе Аркадия со дня рождения, втащил в трамвай, и в трамвае тот поднял народ на пение «Катюши», через две остановки они сошли, а трамвай уехал, распевая песню. Вторую историю рассказал ему Аркадий. На распевке в хоре он стоял с краю ряда, остальные певцы были скованы, а он имел возможность теребить портьеру и водить рукой по стене. Вдруг рука наткнулась на поврежденную розетку. Ток бросил Аркадия так, что он свалил на пол пятерых певцов и накрыл их своим немалым весом.

Ольга Кашкарова рассказала, как в церкви на поминании Губанова Аркадий в одной руке держал свечку, а в другой, как она думала, водичку в бутылочке: диабет, и все такое. Но потом выяснилось, что там была водка.

Елена Шнейдер (Пахомова), вдова поэта, рассказала о редком сочетании в нем богемности и домовитости. Когда он пришел предложить ей жить вместе, то принес с собой коробочку. После предложения руки и сердца он открыл ее. В ней были пуговицы. И он сказал: «А теперь пришей мне пуговку». Вспомнила она и о самом счастливом времени, когда у них родилась дочь, и в то же время появилась литературная работа: составление сборников Клюева и Бальмонта. И счастьем было: пеленки, кормление грудью – в сочетании с творчеством.

Вечер завершил Марк Ляндо, он рассказал, что почувствовал на площади Маяковского не только свободу стихосложения, но и свободу стихоговорения. А в конце он прочел свое стихотворение, посвященное СМОГу.

Естественно, выступавшие читали стихи Пахомова.

Однако, одно из стихотворений так и не прозвучало. В видеозаписи на просьбу его прочесть Аркадий ответил, что переход был бы слишком резким, и стал читать другие стихи. Его даже нет в сети. Естественно, поэтому завершить им этот репортаж.

«Городу Ленинграду, в который уехала любимая и что-то долго не возвращается»

Из камня, привезенного насквозь,

из улиц, не умеющих иначе,

как прямо, правильно лежать и на авось

не уповать, рассудочность арийскую означить,

не повилять хвостом, не посудачить,

а так держать, так быть, как повелось.

Весь от туманов и от плит

гранитных, мрамора, зеленой меди,

оград чугунных и кариатид,

висящих струй, рассчитанных созвездий,

холодных так, что назовете «леди»

ту женщину, о коей все болит.

О мертвый, о живой, как парапет,

обиженный и затаивший злобу

за то постановленье на предмет

перенести в Москву столицу чтобы

ее почетом окружить особым,

сосредоточить пищу, власть и свет.

Назло тебе не опершИсь, опЕршись

на стол Европы, выбив, продолбя

свое окно, став крепостью и стержнем, –

ты чужд мне духом, не хочу тебя,

тебя возненавидя, разлюбя

за то, что ты зазвал ее и держишь. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1340
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
670
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3565
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2786

Другие новости