0
2194
Газета Интернет-версия

03.09.2015 00:01:00

Бегство с ковчега

Тэги: проза, провинция, нижний новгород, рокмузыка, мусор, критический реализм


проза, провинция, нижний новгород, рок-музыка, мусор, критический реализм

Это могло произойти в любом провинциальном городе. Фото Андрея Щербака-Жукова

В предисловии Алексей Коровашко сравнивает героев Абузярова с персонажами «Песни льда и пламени», известными по довольно брутальному сериалу «Игра престолов». Они полностью вымышлены, но действуют в условной логике Средневековья. Язык, «именослов» напоминает молодежный жаргон «Заводного апельсина» Энтони Берджеса. Место обитания героев – Нижний Хутор, сюрреалистический Нижний Новгород. Но полускрытое название здесь не шифровка, а расширение, события, разглядываемые автором, условия, которыми они обставлены, могут происходить в любом российском провинциальном городе.

Дом, похожий на утюг или корабль, в престижном районе Нижнего Хутора заселяют разные люди. В основном Абузяров недоволен их мещанскими потребностями, однако дело оборачивается гораздо хуже. Вот Пертти, он выглядел старше своих 49 и «чувствовал, что разлагается изнутри… Что тело превратилось в помойку… И простыни липкие, словно они варятся в баке, кипят, тлеют вместе с торфяным огнем, как на болоте, и потому пахнет от них бомжатником». Мы опустили здесь некоторые особенно острые физиологизмы, и без них понятно, что внешняя оболочка героя разрушается. Как и внутреннее содержание. Лежа на вот этих своих простынях, Пертти слышит звуки альковной сцены сантехника Каакко и его, Пертти, жены, и думает про себя: «Молодец, сынок. Зажимай ее крепче, чтобы она смогла разродиться новым потомством. Спасибо, спасибо тебе». Здесь не просто смакуется картина полного упадка личности, человеческая воля здесь не только побеждена и отсутствует, остатки ее направлены на мазохистское саморазрушение, что, конечно, приводит к физической смерти героя.

Повествование ведется от имени рассказчика: «Я часто думаю о своих соседях…» Рассказчик является частью среды: «Я и сам порой готов заплакать в темноте. От безысходности» и одновременно возвышается над ней, наблюдает. Чем больше всматривается, тем острее желание заплакать. В доме холодно, одному из героев кажется, что «весь мир вокруг – холодильник». Вокруг дома скверно: «власти» сливают в реку «тухлую теплую жижу». Дом, который называют «кораблем», словно Ноев ковчег без праведника; или Ной рассказчик? Кафе в цоколе, названное «Спасательная шлюпка», «будто подбирает всех тварей, вывалившихся за борт». И сам Нижний Хутор – город, «где люди встречаются, сходятся, расходятся и даже разводятся исключительно на мусорных тусовках». Деловые встречи назначают у мусорных куч, бизнес основан на мусоре. «Гуляют вечером с собаками, детьми и мусором. Влюбленные встречаются, неся в руках цветы и бытовые отходы. Заполошные домохозяйки выбегают за маслом, хлебом и водкой, непременно прихватывая с собой черные мусорные пакеты». Эпизодический герой гадает: «К какому из адских кругов ближе заречная часть Нижнего Хутора?». Персонажи полны тоски и отвращения. Мусор освещает «подтаявшее, как ледышка, финское солнце». Но оно бессильно: жители «из зловещего мрака подъезда выходят в непроглядную тьму ночной улицы».

Фотографа зовут Фотти, неразлучную парочку – Варенники и Энники, лишь в имени писателя можно увидеть фантазию, его имя – Оверьмне. Это отдает инфантилизмом, но легкий дискомфорт быстро растворяется. Местный гитарист – правильно, его имя Рокси, и его альбом называется «ПРОРОКЪ» – герой, которому одному отдана некоторая симпатия автора. «Он единственный, кто не просит ни цветка любви, ни цветка богатства, ни цветка вдохновения. Потому что Рокси бередит рану внутри себя. И даже глубоко раненный, он предпочитает сражаться, полагаясь лишь на собственные силы», – говорит травница Ювенале. Песнь Рокси – это особая тема даже для сюрреалистического текста. «Я увидел, и мне стало жутко, – по-библейски начинает певец. – Я побежал от вас, ревность-алчность-зависть-злоба, сразу во всех направлениях… Я проваливаюсь от стыда в канализационные люки и барахтаюсь в этих стоках… пока не достигну… места, где реки времени пересыхают… нет ни воды, ни земли, только мрак да пустыня. Там души умерших превратились в тварей ползучих и гадов…» и т.д. И не захочешь, а вспомнишь, например, Лотреамона, с его лягушками и осьминогами, самумом пустыни, всем гнойным, бессонным, тюленеобразным, копошащимся в сознании писателя, несущегося по склону небытия… На первый взгляд Рокси страшен: «Из-за отсутствия ванны и должного ухода Рокси порой выглядел неряшливо. А из-за большого количества алкоголя, который частенько заменял Рокси еду и кров, одеяло и матрац, лицо его было бледным и мятым, как после бессонной ночи. Казалось, что в его длинных сальных волосах живут усталость и мокрицы». Но когда он играл на своей гитаре, «многим казалось, будто кусты возгорались сами». Комментарии самого Рокси довольно прозрачны: «Ной спасал людей от потопа, Моисей – от жажды в пустыне… но их опыт мне не подходит». Ной спасал людей лишь в самом общем смысле, Моисей не от жажды, однако данное автором определение героя – прямее некуда. Рокси чуть не зарезали, когда он выходил из питейного заведения, но смерть только поиграла с ним и отпустила.

книга
Ильдар Абузяров.
Финское солнце.
– Нижний Новгород:
ООО «Бегемот НН», 2015.
– 320 с.
(Нижегородское
собрание сочинений)

Ковчег дал метафизическую течь. В доме-корабле происходит череда необъяснимых смертей: заживо разложившийся Пертти, выгоревший изнутри электрик Исскри, вдвоем сделавшие шаг с крыши старшеклассницы, удавленная бездушная Кайса… Со смертями разбирается инспектор Криминалле, однако всякому ясно, что слуга закона здесь бессилен, сама жизнь отказывается течь под килем корабля-ковчега. Вот истинный, узнаваемый Абузяров: «Я часами могу так стоять и медитировать. Часами, неделями, месяцами». И дальше: «Вид из моего окна скучный, невыразительный, бессмысленный. Там словно застыли те времена и пространства, которых уже нет в реальном времени и пространстве… Серое уныние и море асфальта… Жилые, но безжизненные здания и пустыри между ними…» Дело ли в мелочности тварей ковчега? Подворовывающий работяга рассуждает об уходе жены, о том, что уход этот – наказание. «Неужели за воровство с хаппоненского склада? Неужели за то, что он брал чужое для своих родных, его родных заберет теперь какой-то чужой мужчина?» Автор изобразил проблему довольно просто – мелкое воровство. Но склонен рассматривать ее с позиций едва ли не религиозно-мистических. Может быть, в алчности? В городском парке валят многолетние дубы – некоторые считали их священными, роют котлован под торговый центр. «От ямы несет священной кашей из прелой листвы, глины и грязи». Это могила? Другой критик, Артем Рондарев, на задней крышке переплета называет роман Абузярова притчей и говорит, что не хочет разбирать на секции эту замкнутую цельную конструкцию. Но и без упражнений структурализма понятно, на что конструкция замкнута – на собственную безысходность.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
283
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
362
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
289
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
251

Другие новости