0
2854
Газета Печатная версия

10.12.2015 00:01:00

Сенчин без комплексов

Философский разговор на злобу дня

Тэги: проза, роман сенчин, философия, повседневность, масскультура, автобиография


проза, роман сенчин, философия, повседневность, масс-культура, автобиография Сама жизнь делает человека слабым. Фото Екатерины Богдановой

Издательство, выпустившее книгу рассказов Романа Сенчина, не самое известное. Не знаю, почему автор обратился именно туда – возможно, как он сам намекает в книге, рассказы считаются «неформатным» жанром, и потому их сборники плохо идут у издателей. А новое и еще не раскрученное предприятие готово рисковать.

Ключевыми рассказами сборника являются «Настоящий парень» и «Комплекс стандартов» – оба с неожиданными сюжетными поворотами. Фирменный сенчинский прием, когда несколько раз направление событийного ряда резко разворачивается, но не благодаря dues ex machina, а совершенно естественно, реалистично, безо всякой натужности. Несмотря на видимую легкость таких сюжетных ходов, за ними стоит нелегкий труд автора. Сенчин сам жалуется в «Комплексе», как трудно ему дается сочинительство: «Можно сидеть сутками за столом и понимать – пустота».

Сенчин вводит читателя в свою творческую лабораторию, дает возможность заглянуть в психологию писательской работы – как непрерывно он наблюдает за окружающей обстановкой, что, например, поездка на поезде для него не просто переезд, а возможность «посмотреть на людей, послушать, что и как они говорят (в моей профессии это важно), что едят, как одеваются». Профессионализм откладывает свой отпечаток на отношения с коллегами: «У меня были знакомые писатели, служившие в Чечне. О службе, а тем более о боевых действиях, они не рассказывали. Расспрашивать было неудобно, могли подумать, что хочу использовать в работе, воспользоваться их материалом. Они сами писали об этом повести и рассказы».

Но благодаря этому неустанному сенчинскому наблюдению его произведения так разительно отличаются от книг других писателей, которые придумывают или приукрашивают, а у него всегда – реальная жизнь.

Философский разговор (в обоих рассказах), отражающий злобу дня, – тоже фирменная примета Сенчина и тоже не выглядит натужно,  инородным телом, а вплетается в повествование сам собой. В «Настоящем парне» поднимается важная для писателя тема – как жизнь портит людей. «В жизни все слабоваты. Сама жизнь делает человека слабым. Компромиссы, общепринятые ценности, ограничения»…

Там же Сенчин оправдывается – почему постоянно пишет о неудачниках: «И меня постоянно ругают, что у меня герои слабые, плывут по течению. В общем, правильно. Но я ищу сильного героя, крепкого. К каждому человеку приглядываюсь. И… я сейчас сильных имею в виду… и – или животное, зверь, точнее, или притворяется до первого осложнения. Зверей не хочу плодить в литературе. Да и что в них интересного? Шагают по жизни, остальных топчут. Если кто-то дернется – в харю. А те, кто сильными притворяются… Да ну их тоже… Приходится писать о слабых».

книга
Роман Сенчин.
Комплекс стандартов.
– Казань: Ил-Music, 2015.
– 110 c.

Как всегда, у него незаметно подчеркивается роль телевидения, масс-культуры, зомбирующих людей, например в последнем рассказе сборника – «Морская соль». В нем описывается глухая провинция с ее повседневной неторопливой жизнью, где есть место и для своих трагедий – тоже типичный сенчинский ход, когда любовно воссоздается течение незамысловатого бытия во всех его мелочах. Правда, порой писатель перебарщивает с «колёрлокаль» – «накурумникахкызырган». И дальше пишет уж совсем невероятное – про то, как змеи сосут этот самый кызырган (дикую ягоду, «смородину высочайшую» по-русски), поведясь, видимо, на бытующие в тех местах легенды.

Первый и самый большой рассказ – «Барби» – продолжение сенчинской московской саги о незадавшихся жизнях маленьких людей с автобиографическими мотивами: попытки создать музыкальную группу, сочинять прогрессивный рок и осознание полной ненужности этого дела. В Романе Сенчине, таком вроде бы «деревенщике», продолжателе дела Распутина–Астафьева, его любовь к рок-музыке, да еще с попытками самому в ней реализоваться, кажется удивительной. Впрочем, Сенчин больше напоминает Шукшина, который писал о городской жизни не меньше, чем о сельской, пробивался в Москве и тоже не зацикливался на одной лишь литературе. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Позиции Тбилиси и Цхинвала по ситуации у приграничного села Чорчана не сблизились

Позиции Тбилиси и Цхинвала по ситуации у приграничного села Чорчана не сблизились

0
270
Назарбаев заявил, что народ Казахстана с огорчением воспринял новость о его уходе

Назарбаев заявил, что народ Казахстана с огорчением воспринял новость о его уходе

0
286
В России запускают систему мониторинга за реализацией нацпроектов

В России запускают систему мониторинга за реализацией нацпроектов

0
827
Гражданское общество проверяют со всех сторон

Гражданское общество проверяют со всех сторон

Иван Родин

Соцопросы показали небольшой рост персональной политизации

0
677

Другие новости

Загрузка...
24smi.org