0
5572
Газета Печатная версия

09.06.2016 00:01:05

Ай да Пушкин

На Красной площади прошел Второй книжный фестиваль

Тэги: красная площадь, книги, фестиваль, олег нестеров, геннадий шпаликов, владимир мотыль, оттепель, дети, поэзия, политика, дмитрий медведев, сергей нарышкин, евгений евтушенко


красная площадь, книги, фестиваль, олег нестеров, геннадий шпаликов, владимир мотыль, оттепель, дети, поэзия, политика, дмитрий медведев, сергей нарышкин, евгений евтушенко Несмотря на дождь…Фото Елены Семеновой

С четверга прошлой недели и по понедельник этой на Красной площади проходил книжный фестиваль. Проходил во второй раз. Хотя названия были разные. В прошлом году он именовался «Книги России» – видимо, в честь отмененной одноименной выставки-ярмарки. А в этом году его так и назвали – «Красная площадь». Потому что выставка-ярмарка «Книги России» в этом году состоялась.

Книжный фестиваль «Красная площадь» – событие не узко элитарное, а массовое, так что его мероприятия не были сосредоточены только на литературе. Они захватили весь спектр искусств – театр, перформанс, кино, мюзикл, песня – все, чем можно занять гуляющую публику в летний день. В первый день, разумеется, пришли политики, в частности, премьер-министр Дмитрий Медведев. Приходили они, впрочем, и в другие дни. Председатель Госдумы Сергей Нарышкин, к примеру, вручал награды детям в последний день фестиваля. Но все-таки, хотя Кремль совсем рядом, форум был не политический, а книжный и праздничный. Несмотря на переменчивую погоду.

Совершая обход шатров, можно было одновременно слышать, как детские коллективы в рамках встречи с драматургом и поэтом-песенником Юрием Энтиным поют «Песню Синеглазки» из музыкального детского телефильма «Незнайка с нашего двора», как в шатре «Нонфикшн» поэт, главный редактор издательства ОГИ Максим Амелин, поэтесса и филолог Наталья Азарова, поэт, переводчик Кирилл Корчагин уже в который раз представляют учебник «Поэзия».

фото
Наталья Солженицына и зэковский номер
ее мужа «Щ262». Фото Елены Семеновой

Заглянув в шатер «Регионы России», можно было попасть на презентацию книги «Алов и Наумов» – послушать воспоминания кинорежиссера, президента Национальной академии Владимира Наумова и актрисы Натальи Белохвостиковой о режиссере Александре Алове, а в шатре «Библиотека» – ознакомиться с ноу-хау в жанре «книга художника». Там на экране декан факультета дизайна Института современного искусства (ИСИ) Оксана Лебедева-Скочко представляла проекты студентов Московского государственного университета печати и ИСИ в рамках проекта «Книга художника – XXI век. Любимые издания как объект медиаискусства». По сути, это новый вид искусства, выросший из русской книжной традиции, создаваемый путем синтеза искусств – литературы, живописи, анимации, музыки и режиссуры. А еще можно было встретить художника Николая Царева, который делал мгновенные графические портреты литераторов.

фото
Музыкант, поэт и прозаик Олег Нестеров.
Фото Андрея Щербака-Жукова

Немалое количество читателей привлекла прошедшая в том же шатре «Библиотека» лекция вдовы Александра Солженицына Натальи Солженицыной «Солженицын – читатель, школьный учитель, писатель», которая сопровождалась показом редких и интересных фотографий из семейного архива. Конечно, насыщенный творческий путь писателя и общественного деятеля сложно передать за один час, тем не менее Наталья Солженицына сделала это на «отлично» – быстро, компактно, информативно и при этом тепло и искренне, постаравшись нарисовать образ не только писателя, но и вдумчивого и требовательного читателя, труженика и просветителя, талантливого и страстного педагога. Важными подтверждениями были воспоминания и отзывы его учеников. Можно было видеть детские рукописи Солженицына – страничку рукописного журнала 1929 года «XX век» с началом научно-фантастического рассказа «Последний пират», документ, где значится, что Солженицын «выделен комиссией» на «Городской смотр юных талантов», мрачную фотографию из зоны с номером «Щ262», рукописи романов, написанных на «шарашке», и многое другое. Важный момент: отвечая на вопрос «Каким Солженицын был в семье, в бытовых условиях?», Наталья Солженицына отметила, что он никогда никого не принуждал, старался воспитывать детей своим личным примером.

фото
Режиссер Владимир Наумов и
актриса Наталья Белохвостикова.
Фото Елены Семеновой

Это проза. Но, безусловно, и поэзии было уделено на фестивале много внимания. В шатре «Нонфикшн» Максим Амелин и Мария Нестеренко представили собрание произведений первой, по их мнению, русской женщины-поэта Анны Буниной (1774–1829) «Неопытная муза» с миниатюрами, эпиграммами, одами и поэмами. Потом «перепрыгнули» в век XX, и поэт, критик, специалист по русскому литературному конструктивизму Данила Давыдов в лекции «Русский литературный конструктивизм, официальный и неофициальный» рассказал об этом течении в русской поэзии 1920-х годов, которое, увы, прервалось. Выступление лектор иллюстрировал положениями из книг Корнелия Зелинского «Поэзия как смысл» и Сергея Нельдихена «Органное многоголосье».

Ярким было и выступление на главной сцене Олега Нестерова и группы «Мегаполис». Кстати, в тот же день он презентовал уже второй свой роман – «Небесный Стокгольм». Он вживую представил композицию, основанную на сетевом проекте «Жизнь планет», который в прошлом году на сентябрьской книжной выставке-ярмарке получил награду «Книга года» в номинации «Электронная книга». Олег Нестеров изучил историю четырех непоставленных сценариев 60-х годов. Они были написаны, запущены в производство, но оттепель прошла, и картины были закрыты… Музыкант и прозаик рассказывал истории, полные трагизма. Начал с первого сценария Геннадия Шпаликова «Причал». В интерпретации Нестерова это летняя история о двух невестах. Одна – Катя, невеста капитана баржи, которая привезла в Москву лошадей; а вторая – сама Москва, такая, какой она была только в фантазиях Шпаликова. Лето кончилось, фильм закрыли, режиссер Владимир Китайский уехал в подмосковный лес и повесился на осине…

фото
Тутанхамон и дети. Фото Дарьи Стрельниковой

Второй сценарий «Семь пар нечистых» написали режиссер Владимир Мотыль и прозаик Вениамин Каверин. В основе – реальная история. 14 зэков – половина уголовников, половина политических – в первый день Великой Отечественной войны оказываются на барже в Балтийском море без конвоя. Они могли попросить убежища в Финляндии, но предпочли встать против фашистских захватчиков. Третий – сценарий Андрея Смирнова «Предчувствие» – о мальчике в мире взрослых. И завершилось повествование рассказом о другом сценарии Шпаликова, на этот раз последнем. «Прыг-скок, обвалился потолок» – это произведение о радостях и бедах дружбы с алкоголем… «Это не какая-нибудь драматургия для дяди, – сказал Шпаликов режиссеру Сергею Соловьеву, – а истории из жизни».

По традиции была большая и насыщенная детская программа. Называлась «Хоббитека». Педагоги-аниматоры играли с детьми, читали им книжки, учили рисовать, делать поделки. Было забавно наблюдать на фоне мавзолея Ленина – фараона Тутанхамона. Ах, да это же известный в книжных кругах Максим Петров учит детей писать древнеегипетские иероглифы.

Самым масштабным и знаковым поэтическим событием, конечно, стало представление современной поэзии – а именно прошедший финал Всероссийского конкурса «Время поэтов», в результате которого был присвоен титул «Голос времени». Финал стал результатом подготовительной работы, в процессе которой жюри – актер Валерий Баринов, поэт Евгений Бунимович, издатель Олег Вавилов, главный редактор журнала «Новый мир» Андрей Василевский, главный редактор журнала «Октябрь» Ирина Барметова, переводчик и поэт Галина Климова, поэт и драматург Виктор Коркия из 200 поэтических книг (опубликованных на русском языке в РФ), выдвинутых 38 издательствами, вначале отобрали длинный список в 50 книг. Затем тексты книг были размещены в Интернете, и прошло открытое читательское голосование, на основе которого сформировался короткий список.

И вот герои 6 июня – в холодный дождливый день, в день рождения Пушкина – вышли на главную сцену, где в креслах ёжилось в одеяла отважное замерзающее жюри. Выступление каждого автора предварял небольшой видеоклип, где поэтам задавали вопросы – мол, когда и как к вам приходит вдохновение, что вы ждете от сегодняшнего выступления. Станислав Минаков заинтриговал публику строками: «Всё происходит именно тогда,/ Когда не происходит ничего./ Из глаз бежит веселая вода,/ И горний свет ложится на чело... Ты плачешь? Успокойся, ничего,/ Нет разницы меж «ныне» и «всегда»,/ Всё будет непременно и тогда,/ Когда уже не будет ничего». Они были так загадочны, что публика хлопала сдержанно. Зато Мария Ватутина расшевелила слушателей наэлектризованными строками: «Дал же бог очертания, – думает, – разве снимешь при них белье?!/ У меня трусы «до свидания, молодость», и грудь отродясь не стояла, горе мое./ А те всплескивают космами, руками взмахивают, прыгают на одной ноге./ А у девочки нашей весь баул в чесноке». Также выступили Роман Рубанов, Амарсана Улзытуев, Инна Кабыш, Александр Самойлов, Алексей Остудин и Дмитрий Мурзин. Лучшим поэтом, по мнению жюри, получившим титул «Голос времени», стала Мария Ватутина, а вот публика с этим не согласилась: путем нелегкого голосования под дождем (надо было закрывать зонтики) лучшим стал экзотичный и громогласный Амарсана Улзытуев.

Последним событием фестиваля стали поэтические чтения на сцене «Московские библиотеки». На этот раз выступили молодые поэты и музыканты. Не обошлось без курьеза. Один исполнитель пел песню, посвященную дню рождения Пушкина, – она была составлена из поэтических цитат классика, а вместо припева звучало: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!» К организатору выступления Александру Бережному подошли представители администрации и упрекнули: «Что же это ваши подопечные ругаются так!» «Но это же слова самого Пушкина!» – возразил Александр. «Все равно не надо!» – заверили его.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Путина приняли  в средиземноморском форте

Путина приняли в средиземноморском форте

Юрий Паниев

Президенты РФ и Франции встретились накануне саммита «большой семерки»

0
641
Зачем глава МИД Германии приезжает в Москву

Зачем глава МИД Германии приезжает в Москву

Олег Никифоров

Хайко Маас разыгрывает российскую карту

0
1167
Большие партии перестают быть современными

Большие партии перестают быть современными

Российское общество не аполитично, ему просто нужна другая политика

0
696
Россияне выбирают безропотный протест

Россияне выбирают безропотный протест

Александр Сухаренко

Несмотря на нерешенность многих социальных проблем, большинство граждан пока не готовы открыто поддержать оппозиционеров

0
821

Другие новости

Загрузка...
24smi.org