0
11194
Газета Печатная версия

20.10.2016 00:01:05

Инцест и чужая сперма

70 лет скандальной австрийской нобелиатке Эльфриде Елинек

Тэги: проза, нобелевская премия, кино, изабель юппер, франция, австрия, секс, извращения, феминизм, эротика, фрейд, лакан


фото
Эльфрида Елинек видит
наши страхи насквозь...
Фото Reuters

Бьюсь об заклад, что имя Эльфриды Елинек в головах просвященных россиян рождает вихрь довольно смелых ассоциаций. Имена нобелевских лауреатов стираются, как дым, а имя Елинек, примкнувшей к ним 12 лет назад, помнят. И не только из-за фильма Ханеке «Пианистка». Ее ранний роман «Любовницы» не раз у нас переводился, переиздавался и давно растащен на цитаты.

Это не случайно. Ведь Елинек – не только большой социальный писатель с узнаваемым философским почерком, но и своеобразный наставник по самоанализу. Ее тексты, заигрывая и завлекая пикантным сюжетным «мясом», тащат читателя в темную бездну подсознания, где он натыкается на простые максимы и афоризмы – голые, циничные и правдивые. Практически – на инструкцию по манипуляции половыми партнерами.

«Внушая женщине сознание ее телесного несовершенства, можно крепко привязать ее к себе».

«Мало кто из женщин дожидается настоящего суженого, большинство удовлетворяется первым попавшимся и самым малым».

«Любовь порабощает, потому что постоянно приходится думать, где сейчас находится твой избранник, почему он не с тобой рядом. Человек лишается независимости, это ужасно».

«В порнофильмах вкалывают намного больше, чем в фильмах, посвященных миру труда».

«Ценность женщины сильно понижается с возрастом и с растущей интеллигентностью».

«Главная угроза в том, что не наступят положенные месячные неудобства. Далеко не всегда здорово, когда исчезают неудобства».

«...Во время любовного акта ни одной женщине не удается надолго сохранить свое величие».

картина
Третий глаз у «слабого пола» во лбу,
как у мужчин, но остальное...
додумайте сами.
Урсула Сток.
Портрет Эльфриды Елинек. 2004.
Частная коллекция

Категорические заявления Елинек на табуированные темы, художественное осмысление всего маргинального, нонконформистского, будь то порнография, несвобода австрийского общества от нацистского прошлого, феминизм и т.д., разумеется, шокируют, возмущают, оскорбляют некоторых критиков с самого начала ее карьеры, еще с 70-х. Но здесь важно помнить о дистанции между писателем и смыслами, рожденными в его текстах. Как говорила сама Елинек в интервью журналу «Иностранная литература», «рецензенты обрушиваются на «вестника», вместо того чтобы хоть раз задуматься над «вестью». Они не могут расшифровать мой эстетический код и скользят по поверхности, обращая внимание на голое высказывание, приписывая его мне».

В связи с творчеством Елинек принято говорить о Фрейде и Лакане, структурализме и музыке, дадаизме и неоавангардизме, гендерной идентификации и воле к власти. Это если только зачерпнуть. Обилие трактовок, интерпретаций и разговоров вокруг Елинек случилось вовсе не потому, что она пишет скандально. О сексе, похоти, отвратительных комплексах, страхах, массовых убийствах и прочих бартовских мифах. Дело еще и в языке, конечно. Экспериментальном, мимикрирующем, во многом наследующем опытам «Венской группы». В удачных переводческих работах Белобратникова, Глазовой, Набатниковой…

Теперь об извращениях. Многие, конечно, смотрели экранизацию «Пианистки» с Изабель Юппер в главной роли. Текст отчасти автобиографический, Елинек сама годами играла на органе, фортепиано, блокфлейте и других инструментах, отец ее тоже сошел с ума, а мать заправляла в семье. Это заставило многих критиков говорить о сублимации, что, кстати, противоречит убеждениям Фрейда. Тот, как известно, считал, что женщинам сублимация недоступна – так же как большие свершения в искусстве.

Откуда же, по мнению Елинек, берется материнский тоталитаризм? Он рождается от того, что мужчина не дает женщине власть вне семьи, во внешнем мире. Срабатывает закон компенсации. «Общество одновременно презирает и превозносит роль матери, что естественным образом приводит к искаженным формам проявления женской власти, и в этом я вижу большую беду». Это слова Елинек из вышеупомянутого интервью.

картина
Во время любовного акта
ни одной женщине не удается
надолго сохранить свое величие.
Корнелис ван Харлем.
Свадьба Пелея и Фетиды (деталь). 1593.
Музей Франца Халса,
Харлем, Нидерланды

А вот уже отрывок из ее нобелевской речи: «Неужели дорога, по которой нельзя идти, боится того, что никто не совершит по ней прогулки, ведь столько вокруг совершается дурного, совершается непрерывно: пытки, преступления, кражи, жестокое принуждение, вынужденные жестокости, когда вершат судьбы мира? Дорога ко всему безразлична. Она все несет на себе, несет со всей твердостью, хотя и беспочвенно. Без оснований, на зыбкой почве. Я уже говорила, что волосы у меня на голове встают дыбом, и никакой лак не поможет их уложить. И во мне тоже нет твердости. Ни внутри, ни снаружи».

Вот об этом дурном Елинек и пишет – в «Алчности», «Похоти», «Дикости»… В книгах «Дети мертвых», «Предание смерти», «Болезнь, или Современные женщины», «Посох, палка и палач»… Отдельный разговор – увлечение Елинек левым движением, членство в Коммунистической партии Австрии, марксистский подход к вопросам пола и секса. Пьеса «Бургтеатр» об актрисе Пауле Вессели, скомпрометировавшей себя съемками в пропагандистских фильмах Третьего рейха. Конфликт с националистической и популистской Австрийской партией свободы и дальнейшая активная критика нового правительства (после прихода партии к власти).

Что же российский читатель? Елинек он безусловно любит, имя это на слуху, тиражи вполне хорошие. Тем не менее Интернет пестрит характерно резкими, фрустрированно-шокированными отзывами:

«Никогда и ни у кого я не встречала такого слога, как у Елинек, каждое ее слово словно пропитано ядом, будь то описание погоды, пейзажа, отношений. Она настолько уникальна, что это просто завораживает. Прежде чем начать читать ее книги, надо хорошенько подумать и ответить себе на вопрос: а оно мне надо? Иначе рискуете возненавидеть окружающий вас мир».

«Тяжело читать произведения пусть умнейшего, но явно психически не совсем нормального человека. Напрашивается вопрос: «Те, кто принимал решение о вручении ей Нобелевской премии, тоже душевнобольные?))))»

«От ее книг можно сойти с ума, но в этом как раз вся фишка)))»

Заголовки веб-откликов и того живее: «Гнуснейшее послевкусие», «Жуть какая-то!», «Бред с глубоким смыслом», «Мерзкая, гадкая книжка!», «Хорошая психологическая литература»…

Елинек пугает, и народу страшно. И немудрено. Инцест, чужая сперма и садо-мазо-патологии бьют по мозгам. Но это уже искусство. Искусство пугать и возбуждать.

(Продолжение разговора о лауреатах Нобелевской премии на стр. 4,5)


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Евгения Громова: "В кино меня привел Евгений Цыганов"

Евгения Громова: "В кино меня привел Евгений Цыганов"

Ольга Галицкая

Сыгравшая главную роль в фильме "Верность" актриса рассказала, какими бы хотела видеть российские фильмы и как сниматься в откровенных сценах

0
743
Московское будущее парижских церквей

Московское будущее парижских церквей

Милена Фаустова

Что ждет русскую архиепископию после воссоединения с РПЦ

0
514
Нобель-2019. Нобелевские лауреаты по экономике снижали бедность экспериментально

Нобель-2019. Нобелевские лауреаты по экономике снижали бедность экспериментально

Эстер Дюфло работала в команде экономических советников президента Ельцина

0
777
Энг Ли удвоил Уилла Смита

Энг Ли удвоил Уилла Смита

Наталия Григорьева

В фильме "Гемини" актер сражается с самим собой

0
379

Другие новости

Загрузка...
24smi.org