0
3591
Газета Печатная версия

02.02.2017 00:01:05

Таинственные кукловоды

Писатели попытались выяснить, кто же правит миром

Тэги: фестиваль, история, фантастика, переделкино, награды, фэнтези, опера, древняя русь, конспирология


фото
Эдуард Геворкян и Дмитрий Володихин
торжественно вручили Дмитрию Федотову
главную награду «Басткона» – «Меч Бастиона».
Фото Юлианны Лебединской.

В Переделкине, неподалеку от знаменитого писательского поселка, с 27 по 29 января проходила очередная литературно-практическая конференция «Басткон». У мероприятия свой оригинальный формат, отличающий его от других подобных. Каждый год вот уже больше десяти лет на нее съезжаются ученые-историки и писатели-фантасты. И каждый год организаторы стараются заинтересовать участников и гостей темой, которая бы, с одной стороны, выглядела заманчиво и даже немного скандально, а с другой – провоцировала бы по возможности серьезные дискуссии. На сей раз, нам кажется, главный вдохновитель конференции Дмитрий Володихин превзошел сам себя. «Кто правит миром?» – задали вопрос на «Бастконе» и попытались на него ответить.

В первый же день сразу после открытия историк, писатель Глеб Гусаков сделал доклад «Идея тайной власти в фантастике». Вот ведь, оказывается, кто только нами тайно не правит: тут и пришельцы, и масоны, и роботы, и, в конце концов, наши собственные правительства, которым мало править явно – они еще тайно хотят. Писатели упорно ищут «кукловодов», потому что без тайного как-то не очень интересно жить – не жизнь, а сплошное существование белковых тел. Недаром, один из конкурсов, проводившихся в рамках «Басткона», так и назывался: «Кто правит миром», второй – «Древняя тайна». И только третий конкурс, который проводила писательница Виктория Балашова, назывался по-женски – «Бытовые зарисовки будущего». Однако «бытовуха» все равно в большинстве работ свелась к выяснению того, кто же нами тайно правит.

Программа конференции изобиловала привлекающими внимание мероприятиями. Среди них: дискуссия «Игра престолов. Какова суть послания?», доклад Игоря Гринчевского «Невидимая власть ТНК» и, конечно, дискуссия «1917 год: да стоило ли оно того?». Семинары для писателей, как начинающих, так и маститых, также собирали многочисленную публику: кому же не хочется узнать секреты мастерства, «отточить перо», послушать мнение коллег?

фото
Игорь Минаков и Ярослав Веров
(он же Глеб Гусаков) заняли первое место
в номинации «Чаша Бастиона».
Фото Юлианны Лебединской

Прекрасным дополнением к семинарам и докладам стал фильм о восстании декабристов, который представила принимавшая участие в его создании историк, писатель Ольга Елисеева. Оригинальное сочетание игрового и документального кино произвело большое впечатление на зрителей. А зал заполнили не только участники конференции, но и находящиеся в доме отдыха люди. В первую очередь всем бросился в глаза великолепный подбор актеров: царь, Бенкендорф, сами декабристы и другие задействованные лица выглядели, словно сошли со старинных портретов. Ну и, конечно, сюжет, закрученный вокруг тайного сообщества, готовившего в стране переворот. Благие намерения действительно привели заговорщиков в ад. В фильме была сделана попытка показать изнанку тайных заговоров, придать реалистичности событию, которое привыкли трактовать в романтическом духе. Но вопросы остались, и те, кто видел картину, с нетерпением ждут следующих работ Елисеевой.

Не только литература и кинематограф были представлены на «Бастконе». Нашлось место и музыке, и фотографии. Нельзя не упомянуть оперу-сказку «Агриков меч», поставленную по мотивам книги Дмитрия Володихина и Ирины Левиной «Петр и Феврония» (см. рецензию в «НГ-EL» от 24.03.16). Книга представляет собой историческое исследование, поэтому Володихину как автору либретто пришлось переложить известный сюжет для музыкальной постановки. В результате получилась «Опера-сказка из истории Древней Руси. Володихину, Марине Богдановой (автору стихотворного переложения) и Анне Ветлугиной (автору музыки к опере-сказке) удалось захватить зрителя, заинтриговать загадкой появления агрикова меча и другими перипетиями истории о Петре и Февронии, ставшими символами беззаветной любви в православной традиции. Исполнители справились со своими ролями великолепно – зал долго им аплодировал, заставляя не раз выйти на поклон после трогательных, сентиментальных строк финала. «Жизнь как море, жизнь как море,/ Жизнь – как море-океан,/ Даже если будет горе,/ Исцелит любовь от ран./ Жизнь как море, жизнь как море,/ А мы в лодочке вдвоем,/ И сомнения, и горе/ Как-нибудь переживем».

В фойе дома отдыха все дни конференции проходила выставка фоторабот Ирины Станковой, посвященная греческому острову Лемнос. Осенью 2016 года там проходил фестиваль «Русские дни на Лемносе», где и сделала свои фотографии Станкова. Еще одна трагическая страница нашей истории: тысячи интернированных из Советской России высадились в 1920 году на острове. Именно для того, чтобы почтить их память, был организован фестиваль. Ирине Станковой удалось передать атмосферу, царившую на солнечном Лемносе, привлечь внимание к событиям, которые доселе не имели широкой огласки.

фото
Виктория Балашова заняла только третье место
в номинации «Чаша Бастиона»,
зато получила медаль Гоголя и
вдоволь наигралась в шахматы.
Фото Юлианны Лебединской

В финале литературно-практической конференции «Басткон» обязательно происходит награждение литературными премиями. В первую очередь хотелось бы вспомнить награду «Меч Бастиона», вручаемую, что называется, по совокупности заслуг. В этот раз его вручили писателю Дмитрию Федотову. Федотов – автор многих романов, в том числе захватывающих историй о Сибири, где он долгое время жил. Еще одна важная премия – это «Карамзинский крест». Его вручили Леониду Решетникову за эссе «Зачем?» и Марии Залесской за русскую главу в ее книге о Ференце Листе.

Ежегодно читатели голосуют за произведения, вышедшие в предшествующем конференции году, эта номинация называется «Чаша Бастиона». Первое место по результатам голосования всех участников конференции досталось повести Ярослава Верова и Игоря Минакова «Как он был от нас далек». Глеб Гусаков (псевдоним Ярослав Веров) не раз подчеркивал, насколько дорога ему эта повесть, поэтому первое место особенно обрадовало соавторов. На втором месте – Наталья Иртенина с успевшим прозвучать романом «Русь на Мурмане» (см. рецензию в «НГ-EL» от 15.09.16). Третье место получил роман Виктории Балашовой «Женщина из морга» (см. рецензию в «НГ-EL» от 10.11.016). Сразу две награды получил рассказ Ольги Елисеевой «Экзамен» (премия «Иван Калита» и премия имени Владимира Одоевского). Эдуарду Геворкяну за рассказ «При дверях» вручили Премию имени Афанасия Никитина.

Приятным дополнением к громким премиям стали медали Николая Васильевича Гоголя, врученные писателям Полине Матыцыной (автор детских сказок) и Виктории Балашовой, а также медаль «За заслуги в культуре и искусстве», которую вручили писателю и музыканту Анне Ветлугиной.

Когда конференция уже заканчивалась, Дмитрий Володихин спрашивал участников, понравилось ли им мероприятие. «Басткон» всегда обладает какой-то уютной, чарующей атмосферой. Не стал исключением и нынешний. Пушистый снег лежал на лапах елей за окнами дома отдыха «Переделкино», вели свои шумные беседы многочисленные попугаи в фойе, на большой шахматной доске застыли фигуры, готовые в любой момент объявить шах-мат противнику. Удалось ли ответить на вопрос «Кто они, эти таинственные кукловоды, правящие миром?». Думается, попытка была успешной, потому что в итоге именно писателей с уверенностью можно назвать той самой невидимой силой, которая делает наш мир лучше. И пусть она им управляет!


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Приношение маэстро и 100 виолончелей

Приношение маэстро и 100 виолончелей

Надежда Травина

Московские фестивали "Вселенная – Светланов!" и Vivacello представили мировые премьеры в исполнении выдающихся музыкантов

0
805
Игра в письма

Игра в письма

Александра Обломова

Страх за будущее, которого он не знает, шел нога в ногу с человеком во все времена

0
753
Память о прошлом как объект маркетинга

Память о прошлом как объект маркетинга

Олег Никифоров

Подходы к увековечиванию имен своих героев в России и Германии сильно различаются

0
855
В Польше любят российское кино

В Польше любят российское кино

Ольга Галицкая

0
718

Другие новости

Загрузка...
24smi.org