0
1565
Газета Печатная версия

16.02.2017 00:01:00

Медитировать с Буддой

Путешествия во времени и пространстве в поисках себя

Тэги: проза, тихий дон, война и мир, библия, ветхий завет, новый завет, ньюйорк, будда, философия, мухаммед, эхнатон, апостол павел, пророк, фантастика, история


проза, «тихий дон», «война и мир», библия, ветхий завет, новый завет, нью-йорк, будда, философия, мухаммед, эхнатон, апостол павел, пророк, фантастика, история На всех ли распространяется исполнять заповеди?..Грандвальская Библия. Первая половина IX века. Британская библиотека, Лондон

Глубокомысленное фэнтези, историческое повествование, погружение в суть мировых религий и жестокие реалии современного мира – в двухтомной эпопее… Серия «Библиотека Русского географического общества» началась с книги нашего соотечественника, проживающего в Нью-Йорке. Это ли обстоятельство привело к тому, что автор практически не известен в России, или нечто иное, но, как говорится, факт остается фактом. Исправляя эту несправедливость, вышел целый двухтомник общим объемом практически в тысячу страниц.

Пытаться в нескольких словах описать сюжет этого произведения – смысла нет. Может быть, нескромное сравнение, но это все равно что пытаться в паре предложений описать «Тихий Дон», «Войну и мир». Хотя в отличие этот этих двух эпопей – роман «Скрижаль» настолько легок в прочтении, что об объеме забываешь уже на 17-й странице, а к 100-й понимаешь, что вряд ли выпустишь книгу из рук до самой концовки.

Многие ли из нас прочитали Библию… Ну фильмы смотрели, мультики на библейские сюжеты – это понятно. А Ветхий Завет штудировали? А из Нового Завета какие фразы выписали? К чему все это я пишу? Книга Ростислава Дижура – это не просто «роман в романе» – это библейская энциклопедия, которая даже выложена в алфавитном порядке в угоду читателю или же по хитрому замыслу автора.

А параллельно с этим идет авторское повествование о судьбе героя по фамилии Скрижаль, запутывая читателя не то в мистификациях, не то в мифологии, не то в собственных потайных фантазиях. И тут-то как раз и начинает проявляться непростая биография самого автора, а вместе с ней и история его семьи, ненавязчиво перетекающая в историю целого народа, длящуюся «на протяжении всего рода человеческого». Вместе с героем, а скорее с самим автором читатель путешествует в пространстве и времени и узнает себя в людях лихих и нищих 90-х, живущих в провинциальной Туле, в переселенцах, перебравшихся в нулевые в долгожданную Америку, не оставившую в беде «национальную диаспору». Вместе с героем читатель находит неизвестные ранее библейские сюжеты, постигает их мораль и все время пытается ответить на вопросы, о которых каждый из нас обязательно задумывался, но не произносил их вслух и уж тем более не пытался найти на них ответ.

А вопросы просты до невозможного: «А зачем я живу? Для чего? Ради чего?» Или же: «Что такое смерть? Существует ли Бог?» И ведь в итоге приходит к выводу… Но пусть это будет небольшой интригой.

книга
Ростислав Дижур.
Скрижаль. В двух книгах.
– М.: Вест-Консалтинг, 2016.
- 388 с. + 628 с.
(Библиотека Русского
географического общества).

Вот отрывок из разговора Скрижаля с Моисеем: «Скрижаль осторожно поинтересовался у Моисея, на всех ли распространяется исполнять заповеди, высеченные на Синае в камне. Получив утвердительный ответ, он спросил: «И на тебя тоже?» – «Конечно», – ответил Моисей. «Но ты ведь… – Скрижаль опять замялся, – ...ты ведь их нарушаешь. Сказано: не убивай! И еще: не мсти, не имей злобы, но люби ближнего, как самого себя. А ты наказываешь смертью тысячи за…» – Скрижаль не успел закончить фразу. «С этим народом нельзя иначе, – вспылил старик. – Я делаю то, что велит мне Господь», – уже почти хладнокровно вымолвил он. «Значит, Бог жесток?» – спросил Скрижаль. «Да, он бывает очень жесток», – кратко ответил Моисей».

Сюжетные линии вплетены в паутину вымысла и правды. Скрижаль медитирует вместе с Буддой, встречает восход с фараоном Эхнатоном, сопереживает с пророком Иеремией одну из первых трагедий еврейского народа; на Елеонской горе он вступает в разговор с Иисусом, в Риме присутствует на проповеди апостола Павла, а в горах Хиджаза находит Мухаммеда и беседует с ним.

Отдельным плюсом романа, опять же в сравнении с привычной философской и эзотерической литературой, является то, что «Скрижаль» можно читать непоследовательно, выбирая ту тему, которая интересует читателя именно в определенный момент состояния его души, его настроения. Абсолютно каждый может найти интересующий именно его сюжет – будь то нетривиальный библейский миф, история расправы над евреями в годы Великой Отечественной войны, учение Конфуция или Заповеди Заратустры. Благодаря мастерской находке с алфавитным порядком книгу можно открывать на любой главе – и всегда оказаться в курсе сюжета. Хотя, конечно, лучше это сделать, когда возьмешься перечитать этот удивительный роман повторно. А такое желание у читателя рано или поздно появится.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


День в истории 29 марта

День в истории 29 марта

Петр Спивак

0
802
О социологии и власти: невыученные уроки

О социологии и власти: невыученные уроки

Гарольд Зборовский

Ученый совет  для Чингисхана

0
2329
День в истории 28 марта

День в истории 28 марта

Петр Спивак

0
1053
День в истории 27 марта

День в истории 27 марта

Петр Спивак

0
579

Другие новости

24smi.org
Рамблер/новости