0
2181
Газета Печатная версия

05.10.2017 00:01:00

Косой переулок придумала не Роулинг

Царскосельские гондолы, аквапед и погорелые театры по-дмитровски

Тэги: история, николай i, николай ii, царское село, лодка, майн рид, фенимор купер, москва, большой театр, театральная площадь, большая дмитровка, краеведение


история, николай i, николай ii, царское село, лодка, майн рид, фенимор купер, москва, большой театр, театральная площадь, большая дмитровка, краеведение Император Николай II и цесаревич Алексей в лодке-гатчинке. Канал Александровского парка. Иллюстрация из книги

Парки пригородов крупных городов – это особая структура, особый мир. В чем-то они схожи, но в целом же – абсолютно разные, не похожие один на другой. И каждая новая книга о них интересна.

Ныне на Большом пруду Царского Села можно прокатиться на гондоле. Так было и до революции, только лодкой управлял матрос Гвардейского флотского экипажа. Среди других разделов книги Игоря Зимина – об истории, архитектуре и даже системе охраны Царскосельского парка – наиболее неожиданным кажется рассказ о лодочном катании.

Эскадра малых яхт и гребных судов была 3-й в Гвардейском флотском экипаже, и потому на прудах Царского Села законно развевался кормовой Андреевский военно-морской флаг; 1-ю эскадру составляли боевые корабли, 2-ю – императорские океанские яхты. В XX веке З-й флотилией командовал генерал-майор по адмиралтейству Евгений Иванович Аренс, помимо прочего ординарный профессор Николаевской морской академии по истории флота. На водоемах Царского, или Сарского, Села первые гребные суда появились при царице Елизавете Петровне. В 1773 году Екатерина II на месте лодочного сарая на Большом пруду повелела построить Малое адмиралтейство, там до позднейших времен и сохранялась коллекция гребных и малых парусных судов.

36-9-11.jpg
Игорь Зимин. Александровский парк Царского Села. XVIII – начало XX в. Повседневная жизнь Российского императорского двора. – М.: Центрполиграф, 2017. – 384 с.

Адмирал Крузенштерн подарил Александру I пирогу тихоокеанских островитян с поплавком-противовесом. С тех пор русские мореплаватели часто привозили в подарок царской семье различные экзотические плавательные средства. С устья Амура на транспорте «Гиляк» в Царское Село были отправлены гилякская, маньчжурская и японская лодки, и они пополнили коллекцию, за которой следили флотские плотники. В ней были четыре байдарки, в том числе гренландская и с Алеутских островов. Николай II был хорошим спортсменом, царь регулярно ходил на байдарках с 1884 по 1917 год, открывая сезон в апреле и закрывая в ноябре. На пруду хранились и обычные флотские многовесельные шлюпки – ялы и гички, на которых офицеры и молодые великие князья устраивали соревнования; Александр III хранил в своем кабинете один из бронзовых призов за весельную гонку. Имелось три буера – легкие парусные лодки, которые можно было установить на коньки, и они передвигались силой ветра по ровному льду. Малые яхты были стилизованы под военные корабли XVIII века с орудийными портами, и юные великие князья не только играли в пиратов, но и знакомились с оснасткой. Так называемый калифорнийский парусный плот с выдвигающимся килем-противовесом и другие американские плоты появились с увлечением великих князей-подростков книгами Майн Рида и Фенимора Купера, и играми в индейцев, для той же цели служила пирога и «челн индейский». Помимо джонок, сампанов, манильских лодок и норвежских йолов, «каика, подаренного Николаю I турецким султаном», подлинных венецианских гондол, в коллекции бережно сохранялись «карбас архангельский, дышка, астраханская ловецкая лодка и челноки волжские». Александр III любил рыбачить со специального плота, а его дети – кататься на неком «аквапеде», сведений о котором автор не нашел, но по названию предположил, что плавсредство было похоже на современный водный велосипед с гребным устройством, приводимым в движение педалями. Особой любовью Николая II пользовались уникальные гатчинки – легкие узкие килевые лодки с острыми обводами и двумя веслами в уключинах в центре, похожие на байдарки, но открытые и очень неустойчивые. Любивший спорт государь развивал на гатчинке изрядную скорость.

Зимин разыскал документы, согласно которым во всех императорских резиденциях, кроме Стрельны, маломерные суда были доступны для катания публики, обычно в отсутствие императорских особ. Деньги за прокат не взымались – не то что теперь, после отмены кровавого царизма.

36-15-12.jpg
Алексей Рогачев. Дмитровское шоссе. Расцвет, упадок и большие надежды Дмитровского направления. – М.: Центрполиграф, 2017. – 320 с.

Вячеслав Рогачев, пренебрегая геометрией, именует Дмитровское шоссе «московским Бермудским треугольником», причем в отличие от злополучного района Карибского моря, «сугубая трагичность которого является чистой фикцией», по мнению автора  – «частота взрывов, пожаров, обвалов вдоль дмитровского радиуса заметно превышает среднемосковский уровень». Какого рода статистика использовалась для подобных умозаключений, Алексей Рогачев не уточняет, однако в его словах есть доля правды. Порой, путешествуя по серой ветке метро в сторону области от «Пушкинской», ощущение самого себя уродливым и старым может довести до крайности – когда над тобой, сидящем на вагонном диване, раскачиваются, вцепившись в верхний поручень, изящные и модные, дышащие духами и туманами хипстерские девчонки.

Вытекая из бестолкового Охотного Ряда, дмитровский радиус оказался на периферии внимания градостроителей – уже в этом ему не везло. А лежащая неподалеку Театральная площадь стала словно проклятием, москвичи заметили: если горит театр, то это происходит либо на Большой Дмитровке, либо рядом. Алексей Рогачев скрупулезно рассказал, как в 1805 году с великим треском сгорел Петровский театр, выстроенный на месте сгоревшего в 1773 году дома Лобановых-Ростовских, – теперь здесь квартал Большого театра. Он горел в 1853-м, да так, что остались лишь закопченные стены. До этого, в 1841 году, в головешки превратился Малый театр. В 1898-м выгорел частный театр купца Солодовникова, находящийся на месте современного Театра оперетты: городская администрация отказалась принять здание именно из-за его пожарной опасности, но купец уладил дело известным способом. В 1907 году этот же театр сгорел еще раз, и снова до обугленных стен. В 1914 году в пепел обратились декорации и машины разом Большого и Малого театров, хранившиеся на складах поблизости друг от друга. «В декабре 1938 года дошла очередь до третьего театра Театральной площади – Центрального детского». Пожар потушили, но в здании водворилась труппа Малого театра, в здании которого начался капитальный ремонт… В 2003-м перед началом «Жизели» загорелся Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко – актеры спасались прямо в сценических костюмах. В 2005-м его реконструкцию так спешно пытались закончить ко Дню города, что в ночь на 27 мая занялся зрительный зал, рухнул балкон, сгорела кровля, полыхали строительные леса… Автор указывает, что недалеко от пересечения с Садовым кольцом существовал самый настоящий Косой переулок, и становится ясно: Джоан Роулинг в ее зловещих градостроительных фантазиях давно опередила московская реальность. Во дворах владений по дмитровской дороге постоянно падали брандмауэры – стены, призванные не допустить огонь к соседним зданиям, и пожарным приходилось разбирать обломки, извлекая изувеченных. К сказанному москвоведом можно добавить, что уже в начале нашего века кинотеатром «Эстафета», находящимся близ Дмитровского шоссе у самого его истока, вполне законным образом завладела поп-лубок-певица Надежда Кадышева, содрала с фасада впечатляющие рельефы 1970-х, упаковала здание в современную разноцветную архитектурную коробку и почему-то назвала «Театр «Золотое кольцо», а это, как кажется многим, хуже пожара.

7 ноября 1936 года на город рухнул поврежденный двигатель тяжелого бомбардировщика ТБ-3, следовавшего на воздушный парад, трое прохожих были убиты на месте, восемь получили увечья, но надежный самолет на трех оставшихся моторах приземлился на аэродроме – пылающие обломки, конечно, угодили на Большую Дмитровку…


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Антон Молев: «Задачи коренным образом менять структуру Мосгордумы – нет»

Антон Молев: «Задачи коренным образом менять структуру Мосгордумы – нет»

Александр Малышев

Столичный депутат, кандидат в новый состав городского парламента считает, что подписной фильтр в нынешнем виде свое уже отжил

0
432
Большой театр привел в восторг лондонскую публику

Большой театр привел в восторг лондонскую публику

Владимир Полканов

Гастроли балетной труппы под руководством Махара Вазиева собрали аншлаг

0
1158
Александр Козлов: «Без серьезной команды активистов собрать подписи избирателей в срок не получится»

Александр Козлов: «Без серьезной команды активистов собрать подписи избирателей в срок не получится»

Александр Малышев

Член Общественной палаты Москвы, кандидат в депутаты Мосгордумы рассказал о старте избирательной кампании

0
563
Великие мечты короля Амануллы Хана

Великие мечты короля Амануллы Хана

Гаус Джанбаз

0
771

Другие новости

Загрузка...
24smi.org