0
4003
Газета Интернет-версия

25.12.2017 14:42:00

Футуристическая сага Кирилла Фокина «Лучи уходят за горизонт. 2001 – 2091»

Тэги: кирилл фокин, писатель, история, альтернатива, огонь, роман


кирилл фокин, писатель, история, альтернатива, огонь, роман Удивительные герои Фокина осуществляют то, о чем многие задумываются уже сейчас. Художник Николай Эстис. Из цикла "Фигуры"

Кирилл Фокин известен как автор альтернативно-исторической повести «Огонь», по мотивам которой в Санкт-Петербурге, на Новой сцене Александринского театра, предназначенной для экспериментальных творческих работ, был поставлен спектакль «Сегодня. 2016». Уже тогда молодой писатель, легко оперирующий историческими перспективами, умело применивший в «Огне» ряд фантастических допущений, обратил на себя внимание смелой трактовкой возможного будущего. Было дело, я сетовал в статье «В ожидании большой фантастики» на отсутствие в современной отечественной фантастической литературе произведений, рассказывающих не о выдуманных победах в прошлом, а о реальных вызовах грядущего. И очень рад, что в только что вышедшей книге «Лучи уходят за горизонт. 2001 – 2091» Фокин, отвечая читательским ожиданиям, убедительно показывает как само будущее, так и развернутую во времени и пространстве широкую панораму его прихода.

«Лучи уходят за горизонт» – добротная, обстоятельная, насыщенная множеством деталей и подробностей футуристическая сага о жизни человечества на протяжении почти всего ХХI века, основанная на серьезном анализе современного состояния мира и весьма похожем на правду прогнозе динамики нынешних геополитических тенденций.

Герои романа – не винтики в сложном механизме мироустройства. Автор смело использует так называемый «человеческий фактор» для кардинальной переориентации устоявшегося вектора мирового развития. «Прогресс – это не русло реки, а канал, который роем мы сами». Талантливые, исключительные личности уверенно перестраивают мир, рискуя многим, в том числе – собственной жизнью, и, благодаря их неординарным решениям, мир коренным образом меняется.

Речь в романе не о мелких, надуманных, высосанных из пальца завтрашних проблемах. Герои Фокина осуществляют то, о чем многие задумываются уже сейчас.

Профессиональный революционер Нам Туен, отсидевший 10 страшных лет в специальной тюрьме на островах Блонд, где китайские политзаключенные содержались под охраной северокорейских надзирателей, воплощает в реальность сложнейший план по объединению Кореи. Британский аристократ, историк и писатель Иоанн Касидроу, совершая в ключевой момент неожиданный, авантюрный поступок, делает возможным создание Коалиции мировых сил для уничтожения диктаторского, человеконенавистнического режима в одном из государств Юго-Восточной Азии.

Позднее, став политиком высокого ранга, он работает над «Актом Касидроу» – моральной конституцией Европы, сводом этических правил, которые должны лежать в основе любых политических решений. «Конституция сердца», поначалу отвергнутая Европарламентом, со временем становится надежным каркасом международных отношений. При непосредственном участии Касидроу сформирован Комитет по Контролю (в названии виден реверанс братьям Стругацким с их «Комконами»), которому подчинено управление оружием массового поражения на всей планете и Всемирная Сеть. Однокашник Иоанна по школе-интернату, талантливый ученый Стивен Голд, делает эпохальное открытие и вводит в практику процедуру нейробиологического программирования (НБп) – перекодирования мозга, позволяющую людям повысить интеллект, избавиться от наследственных заболеваний и обрести полный контроль над собственным телом и эмоциями.

Но далеко не всё однозначно и позитивно в мире неотвратимо наступающего глобального будущего. Стивен Голд, совершивший переворот в биологии и медицине, основавший «Голд Корпорейшн», сам процедуре НБп подвергаться не очень хочет, ведет себя странно. Элизабет Арлетт, женщина с ужасным детством и непростой судьбой, дочь исламского террориста и похищенной им европейки, ставшая вице-президентом «Голд Корпорейшн», одержима идеей расширения возможностей человека. Элизабет упорно ищет лекарство от Болезни – смертельного недуга, поражающего часть людей, прошедших НБп. Курируя секретный проект «Счастье планеты» и одобряя тайные эксперименты над детьми, Арлетт на удивление легко поступается моральными нормами, считая их досадной помехой на пути к абсолютному идеалу – созданию «новых людей» и их бесконечному совершенствованию. Столкновение морали Иоанна Касидроу, заточенной под традиционные «евроценности», и циничного подхода Элизабет Арлетт, который можно охарактеризовать максимой «цель оправдывает средства», показывает, что время настоящих испытаний для человечества и главный его выбор – еще впереди…

Любопытна фигура неаполитанца-спецназовца Алессандро Вита. Подставляя грудь под пули в горячих точках, он не пишет высоких «Конституций сердца», а сам является живым воплощением совести. Образ дважды воскресшего из мертвых Алессандро – своеобразная квинтэссенция «добра с кулаками», бог и человек в единой ипостаси. Именно устами Алессандро автор сообщает читателю: «Добро побеждает зло не в борьбе, оно побеждает потому, что существует, самим этим простым фактом делая зло бессмысленным и жалким».

Основная моя претензия к роману и автору – отсутствие среди главных героев представителей России, да и про ее роль в описываемых событиях сказано мало. Русские, конечно, в тексте присутствуют, но все они – проходные персонажи. Похоже, автор не видит сколько-нибудь значительного участия своего отечества в созидании общемирового завтра. Или не хочет широко раскрывать свое понимание будущего России и ее места в грядущем. Что ж, время всем нам покажет...

Книга Кирилла Фокина во всех смыслах большая и многое в себя вместила. Я упомянул лишь малую часть поднятых в романе проблем завтрашнего дня. За кадром короткого отзыва остались мировые религиозные противоречия и попытки их решения, экспедиция к Юпитеру, загадочный кибертеррорист, называющий себя «Мандела», восстановленные сибирские мамонты и многое другое… Всё это описано ярко, глубоко, достоверно, по-настоящему, а ближе к финалу многослойный политический роман-предвидение превращается в захватывающий триллер.

Герои романа – абсолютно живые, они любят и страдают, терпят поражения и побеждают, радуются и горюют. Жизненные пути основных персонажей автор излагает подробно, отслеживая их на протяжении десятилетий. Рожденные в разное время, далеко друг от друга географически, герои встречаются, чтобы переплетением своих судеб проложить дорогу в грядущее, говоря нам: «Будущее всё равно настанет. Не воюйте с будущим, будьте с ним заодно».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Простая деревенская баба

Простая деревенская баба

Алиса Ганиева

Любимой няне Пушкина исполняется 260 лет

0
1928
Заглянуть в глаза и вместе выпить

Заглянуть в глаза и вместе выпить

Игорь Яркевич

История советского и постсоветского мелкого беса

0
967
Невозможно выразить словами

Невозможно выразить словами

Виктор Леонидов

Копиист и соратник Ивана Цветаева Николай Николаевич Лохов

0
227
Охотники за шедеврами

Охотники за шедеврами

Андрей Мирошкин

Торговля картинами и скульптурами как особый вид искусства

0
723

Другие новости

Загрузка...
24smi.org