0
1971
Газета Печатная версия

27.12.2018 00:01:00

Фигуры гениев с гербами

История ворот: возведение, разрушение и восстановление

Тэги: история, москва, санктпетербург, архитектура, великая отечественная война, блокада ленинграда, архивы


история, москва, санкт-петербург, архитектура, великая отечественная война, блокада ленинграда, архивы Реконструируется Международный проспект: сносятся Московские ворота, мешающие движению, улица значительно расширяется и вместо диабаза будет залита асфальтом. Фото М. Науменкова, «Ленинградская правда», 23 сентября 1936 г. Иллюстрация из книги

Щедро иллюстрированный альбом, составленный и изданный Михаилом Сапего, посвящен истории Московских Триумфальных ворот в Санкт-Петербурге, выполненных по проекту Василия Стасова. Издан альбом к их 180-летию. Ворота были построены как памятник победам русского оружия в 1838 году и служили городской заставой около ста лет. Однако, как часто бывает и как мы можем наблюдать на примере реноваций, старые строения часто начинают мешать развитию города. Так случилось и с Московскими Триумфальными воротами. Город расширялся, и якобы мешавшие движению ворота в 1936 году снесли. Однако на этом история, по счастью, не кончилась. Фрагменты ворот разошлись по городским музеям, во время блокады Ленинграда детали колонн превратились в противотанковые заграждения и укрытия. Ворота как бы сами доказали свою важность в пространстве города. В 1961 году они вернулись на свое место, а в 2003-м году обрели первоначальный вид.

48-14-12_t.jpg
Про Московские
Триумфальные ворота
в Санкт-Петербурге/
Сост. Михаил Сапего.
– СПб.: Красный матрос,
2018. – 248 с.

История ворот прослежена с самых ранних времен – с прожектов и замыслов времен Екатерины Великой и Николая II. Можно увидеть чертежи начала XIX века и фотографии начала XX века, всевозможные архивные документы, включая, например, свидетельства об именных камнях при закладке фундамента, заметки из газеты «Санкт-Петербургские ведомости», связанные с присутствием государя императора на открытии Ворот. Вот, например, отрывок из описания их: «По мере приближения к величественным, слишком величественным для обычной заставы Воротам, грозно возвышающимся над почти случайными строениями предместья, фигуры гениев с гербами губернских городов, многосложные бутоны трофеев, надпись, извещающая о победах, которую было невозможно не прочитать (коль ты не чужд грамоте), – все это медленно наплывало на приезжего и уходило от взгляда, обращенного уже внутрь, в обещанную перспективу. Каждый въезжающий волен был ощутить себя триумфатором». Или есть, скажем, эксклюзивная фотография – вид из кабины аэроплана «Илья Муромец» на Забалканский (ныне Московский) проспект и Московские Триумфальные ворота 1914 года. И так далее и так далее – множество архивных исторических свидетельств, фото, статей из газет «Красная газета», «Правда», «Пищевой гигант», «Ленинградская правда» «Невское время» и других. Воссозданная по крупицам история возведения, разрушения и восстановления.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Модернизация дорожной инфраструктуры ускорила движение в Москве

Модернизация дорожной инфраструктуры ускорила движение в Москве

Татьяна Астафьева

Рекордные темпы строительства магистралей в столице планируется поддерживать не менее пяти лет

0
340
Дыра в капитале Московского индустриального банка составляет от 60 млрд до 100 млрд руб

Дыра в капитале Московского индустриального банка составляет от 60 млрд до 100 млрд руб

0
672
Глава правительства Армении 24 января нанесет рабочий визит в Москву

Глава правительства Армении 24 января нанесет рабочий визит в Москву

0
486
Разрушители машин

Разрушители машин

Андрей Ваганов

Луддиты – хорошие люди, вот только научно-технический прогресс испортил их

0
813

Другие новости

Загрузка...
24smi.org