0
2674
Газета Печатная версия

17.01.2019 00:01:05

Но дорожу своей ногой

Литературный 2019 год начался

Тэги: литература, фестиваль, ярмарка, книги, русский букер, нобелевская премия, вологда, россия


литература, фестиваль, ярмарка, книги, «русский букер», нобелевская премия, вологда, россия Участники фестиваля актуальной поэзии «М-8» Юлия Мильчакова и Данил Файзов с дочерью Агатой, Вадим Банников, Лилия Газизова, Валерий Земских, Анастасия Романова, Виктор Черненко, Юрий Цветков. Фото Елены Семеновой

Отшумели новогодние каникулы, начался новый литературный год. Минувший напугал многих. Не вручалась Нобелевская премия по литературе. Ну да бог даст, сформируют новый комитет, без харассмента и утечек информации и вручат как-нибудь – как обещали, за два года разом. Например, Нилу Гейману за комикс про Песочного человека и Пелевину с Сорокиным хотя бы одну на двоих… Не вручалась премия «Русский Букер». Тут все сложнее: в декабрьском интервью литературный секретарь премии Игорь Шайтанов сказал, что новый спонсор так и не найден, так что, как говорится, больной скорее мертв, чем жив, но мы все еще будем надеяться, что старейшая независимая литературная премия выживет… Книжная ярмарка non/fiction последний раз прошла в здании Центрального дома художника. Что с ней будет 2019-м? Где она состоится и состоится ли вообще? Говорят, что в Манеже. Дай бог, как говорится. ЦДХ, конечно, место отличное, но и в Манеж на книжную ярмарку прийти интересно. Во-первых, это красиво…

Во-вторых, мы, как писал, кажется, Петрарка, отчаиваться не намерены. Тем более, что и год уже начался интересно и хорошо. Не все литературные премии закрылись.

14 января новый – уже 14-й – сезон открыла Национальная литературная премия «Большая книга». Совет экспертов будет принимать работы до 28 февраля. На соискание премии могут быть выдвинуты романы, повести, сборники повестей и/или рассказов, а также документальная проза и мемуары, написанные на русском языке, и авторские переводы произведений с других языков, подписанные в печать с 1 января 2018 года по 28 февраля 2019 года. Их могут выдвигать сами авторы, издательства, СМИ, творческие союзы, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов России, а также члены Литературной академии – жюри премии.

Председатель экспертного совета премии Михаил Бутов сказал: «Мы ждем, что на конкурс этого года будут представлены книги, значение которых преодолеет границы страны, которые получат мировой отзвук – и перед нами окажется, может быть в самом начале своего творческого пути, настоящий world writer – писатель всемирный. Надеемся на определенное стилистическое, тематическое разнообразие сочинений – чтобы каждая книга состоялась по-своему, совершенно оригинально».

15 января начался третий сезон Ежегодной премии для молодых литераторов «Лицей» им. Александра Пушкина. Условия конкурса не изменились – соискателями премии могут стать авторы в возрасте от 15 до 35 лет включительно, на рассмотрение принимаются литературно-художественные прозаические произведения (романы, повести, сборники повестей и/или рассказов) объемом от 4 до 12 авторских печатных листов (от 160 000 до 480 000 печатных знаков) и поэтические произведения объемом от 150 до 700 строк, ранее не выдвигавшиеся на национальные литературные премии.

А ведь прошло всего только две недели нового года…

А еще на этой неделе все мы трое, авторы этой статьи, были в Доме поэтов (в Трехпрудном переулке). Где поэт и культуртрегер Маргарита Аль закрыла проект «100 лет русскому авангарду» и открыла новый – «Языки коренных народов». Как говорится, проект закончился, да здравствует проект.

А чуть ранее в Вологде прошел литературный фестиваль «М-8».

Не спорим, при устроении литературных мероприятий наличие финансирования – только плюс. Больше комфорта, больше, опять же, пиара. Но, как выясняется, в культурных и, в частности, в литературных мероприятиях важнее не деньги, а желание пообщаться, поделиться творческими потенциалом. Поэтому литераторы, как скажут сторонние люди, «как чокнутые маньяки», продолжают встречаться на локальных демократических площадках. Пример этому – проводящийся более 10 лет фестиваль актуальной поэзии «М-8» в Вологде, детище проекта «Культурная инициатива».

По концепции, возникшей еще при зарождении форума, решили, что в фестивале будут участвовать поэты из городов, расположенных по автомобильной трассе М-8. Так изначально и было, но со временем все несколько перемешалось. На форум стали приезжать из самых разных городов России, а также Финляндии, Италии, Украины. На карте фестиваля – Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Ярославль, Нижний Новгород, Калининград, Екатеринбург, Казань. В форуме в разное время участвовали Михаил Айзенберг, Юлий Гуголев, Данила Давыдов, Леонид Костюков, Аркадий Штыпель, Юлия Идлис, Мария Галина, Лев Рубинштейн, Лета Югай. Еще одна фишка фестиваля – дискуссионная тема, обсуждаемая на круглом столе.

Конечно, проект поддерживают вологжане, заинтересованные в популяризации поэзии в своем городе и области. Посему поэтов каждый год гостеприимно встречают в вологодском Доме актера А.В. Семенова близ Кремлевского парка, областной научной библиотеке, музее «Вологодская ссылка», а в последнее время уютной площадкой фестиваля стала литературная резиденция «Дом дяди Гиляя», расположенная в старинном деревянном тереме на другом берегу речки Вологды. Хозяйкой там – председатель вологодского регионального отделения «Союза российских писателей» Елена Волкова.

В этом году фестиваль как раз по причине малого финансирования был немногочисленным, но очень теплым, веселым и продуктивным. Участвовали поэты из Санкт-Петербурга, Москвы, Вологды и Казани. Самым насыщенным и разнообразным стал первый день фестиваля, состоявшийся в упомянутом «Доме дяди Гиляя». Небольшая прихожая с вешалками, где обтаптывают снег, кафешка с тремя-четырьмя столами – все вокруг оформлено арт-объектами в стиле советского ретро и, конечно, книгами. В небольшой «зале», напоминающей «избу-читальню», в полдень поэт и культуртрегер Данил Файзов и Елена Волкова традиционно открыли фестиваль.

Сначала прошла серия презентаций. Вологодский поэт Андрей Таюшев представил книгу «Обходчик», из которой всех поразили и развеселили стихи «На смерть зуба»: «Вчера болел, но жил при этом/ а вот сегодня – вырван зуб/ теперь под лампы ярким светом/ лежит бесчувственный как труп» – и стихотворение про ногу: «Но дорожу своей ногой/ и мне не надобно другой/ мне скажут: «так себе нога/ ни то, ни се» – но я отвечу/ что не согласен ни фига/ с такой бессмысленною речью// какая ни была б нога/ она мне крайне дорога!» Файзов рассказал о новом номере журнала «Воздух», в который вошли стихи прибывших на фестиваль Анастасии Романовой и Вадима Банникова, и прочел из него стихи Андрея Гришаева про лису: «Лицом к лисе я в этот миг стою,/ Она меня как будто понимает/ И смотрит на меня и не мигает./ Ты говоришь, я тоже говорю./ Ты говоришь: меня ты встретил здесь/ И за звездой положенной на стойку/ Иди, ты встретишь кабана и сойку,/ Иди туда, но уходи не весь». Потом читали уже упомянутые Анастасия Романова и Вадим Банников. Петербургский поэт Андрей Полонский представил книгу «Где пчелы». Его выступление запомнилось стихами, увязавшими древность и современность: «Какие раздавались голоса в Карфагене накануне Третьей Пунической войны?/ Предостерегали ли они от открытой конфронтации с Римом?/ Поминали ли ошибки Гаструбала, мудрость Гамилькара Барка?/ Любили ли красавицы героев?/ Как они это делали, самозабвенно, нежно, отчаянно?/ Что мы знаем о технике секса в поздней финикийской культуре?»

Но даже более интересным оказался круглый стол «Поэзия и социальные сети». Неудивительно – ведь вопрос этот живо затрагивает сегодня многих. Почти мини-лекцию прочитал Андрей Полонский: общий посыл его выступления был в том, что поэзия соцсетей – интересное, живое явление, она возвращает искусство к первоначалу, сдергивая с нее налет надуманности, отвращая от стремления создавать «поэзию как поэзию». Противоположный полюс (противника соцсетей) занял поэт и культуртрегер Юрий Цветков. Логично возник спор, отличаются ли стихи из-за способа их записи: ведь одни поэты пишут их вначале на бумаге, потом в компьютере и не сразу представляют читателям, а другие пишут в окошке блога в онлайн-режиме. Саунд-артист, сотрудник «Литературного радио» Виктор Черненко заметил, что сознание поэта, творящего онлайн, подвержено использованию шаблонных форм, поэт Вадим Банников затронул вопрос бытования гетеронимов в Сети. Высказывались Анастасия Романова, поэт и сотрудник Музея-квартиры А.С. Толстого Елена Фролова, Валерий Земских. Данил Файзов обещал, что запись этой беседы будет выложена на сайте «Культурной инициативы».

Разговоры перемежались музыкой. «Зажигали» на гитарах вологодские рок-музыканты Роман Демин (Дема) и Дмитрий Хрусталев (Моррисон). В финале фестивального дня была большая программа группы Wargausen Sister «Скрепы и сети» – Юлия Мильчакова, аккомпанируя на клавишных, исполняла целые музыкальные пьесы на стихи поэтов Марии Галиной, Данилы Давыдова, Андрея Родионова, Федора Сваровского. В фестивальных чтениях в тот же день участвовали Анастасия Романова, Павел Тимофеев (читал стихи про грибы и Россию), Елена Фролова (о странных поэтах), Антон Тюкин, Антон Черный, Лилия Газизова (о воображаемом смотрителе маяка), Валерий Земских, Мария Суворова, Вадим Банников, Ната Сучкова. Во второй день группа поэтов (и это тоже традиция) почтила память Константина Батюшкова, посетив его могилу в Спасо-Прилуцком монастыре, а после был легендарный Снежный опен-эйр у памятника Батюшкову на Соборной площади: читали стихи Александра Башлачева и Николая Рубцова (поэт также похоронен в Вологде) по случаю их юбилеев, а трехлетняя дочка Данила Файзова – Агата – прочла стихотворение вологодской поэтессы Леты Югай про синичек. Желающие предались экстремальным зимним забавам: катались с крутого берега реки на «ватрушке». На заключительных чтениях «М-8» в Доме актера А.В. Семенова неожиданно (и что бывает редко) почитал стихи один из организаторов фестиваля – Юрий Цветков, а еще прошла мини-презентация книги детских стихов одного из авторов этой статьи Елены Семеновой – Лена Листик «Камушек, фантик, цветок» (см., кстати, рубрику «5 книг недели» на этой же странице). А совсем под конец группа поэтов исполнила еще один вологодский обряд – кормление уток с мостика на речке Золотухе. Так что десант поэтов в Вологду в любом случае не прошел зря.

Можно сказать, что литературный 2019 год начался вовсю, надеемся на столь же яркое и интересное продолжение. А что касается премии «Нонконформизм» – оставим это пока в секрете.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Москве впервые прозвучали кондукты Вальтера Шатильонского

В Москве впервые прозвучали кондукты Вальтера Шатильонского

Марина Гайкович

Завершился шестой фестиваль средневековой музыки Musica Mensurata

0
451
Греция прорвала блокаду ПЦУ

Греция прорвала блокаду ПЦУ

Милена Фаустова

Москва теперь может наказать Афины разрывом евхаристического общения

0
440
Московское будущее парижских церквей

Московское будущее парижских церквей

Милена Фаустова

Что ждет русскую архиепископию после воссоединения с РПЦ

0
514
Борщ признали элементом гибридной войны России

Борщ признали элементом гибридной войны России

Андрей Рискин

0
721

Другие новости

Загрузка...
24smi.org