0
50136
Газета НГ-Политика Интернет-версия

21.06.2016 00:01:20

«Путин может не пойти на выборы»

Тэги: путин, дума, выборы, 2018 год, единая россия


путин, дума, выборы, 2018 год, единая россия Неотвратимость ловушки легитимности заставит президента страны сменить риторику. Фото Reuters

Начала свой отсчет предвыборная кампания-2016, и через три месяца россиянам предстоит избрать состав Госдумы VII созыва. Об особенностях сегодняшней ситуации с выборами, о том, произойдут ли радикальные изменения в депутатском корпусе, кто возглавит список «Единой России» и заинтересована ли она в конституционном большинстве в нижней палате российского парламента и самое главное – что будет дальше, после выборов, – своим видением интриг нынешнего избирательного сезона с ответственным редактором «НГ-политики» Розой ЦВЕТКОВОЙ поделился политолог Николай ПЕТРОВ.


– Николай Владимирович, что будет определяющим в этой предвыборной кампании, в чем ее главные отличия от предыдущих?

– Начну, пожалуй, с того, почему выборы проходят досрочно. На мой взгляд, тому есть три основные причины, помимо понятного желания власти облегчить себе задачу, сдвигая кампанию в лето, чтобы и внимание к выборам было минимальным, и явка на голосование невысока.

Первая связана с легитимностью, причем понимаемой двояким образом. С одной стороны, есть желание в полной мере капитализировать все еще высокую поддержку власти в ситуации, когда в Кремле понимают, что новых военных побед уже быть не может, и рейтинг власти начинает снижаться. С другой – новая военно-вождистская легитимность, лежащая сегодня в основе политической системы, не терпит относительно автономных акторов, обладающих собственной электоральной легитимностью – избрать Думу надо, но без особого к этому внимания, с низким участием и, стало быть, низкой же легитимностью.

Вторая причина – неизбежная уже в этом году резкая смена финансовой политики, когда тот бюджет, который будут принимать осенью, неизбежно будет болезненно воспринят большими массами избирателей, хотя поддерживать его в том виде, в котором он есть сегодня, сохраняя и военные, и социальные, и пенсионные расходы, невозможно. А значит, предстоят очень непопулярные решения, и поэтому лучше, чтобы сначала Думу избрали, а потом она бы их, эти непопулярные решения, приняла.

И, наконец, третий фактор, повлиявший на проведение парламентских выборов в сентябре, а не в декабре, как формально следовало бы, – возможная смена курса внешней политики, выход из конфронтации с Западом. Становится все более очевидным, что кризис сам собой не кончится и что жить одновременно при низких ценах на нефть и санкциях Запада становится все тяжелее и тяжелее. Поэтому можно ожидать, что те жесты, которые мы видим в отношении востока Украины: освобождение Савченко и других людей, другие позитивные сигналы Западу – это все признаки того, что после выборов Кремль вполне может объявить о существенном изменении внешней политики, что вместо варианта холодной войны мы готовы предложить новые версии разрядки. И если это так, тогда логично не иметь полноформатную думскую кампанию, не делать никаких жестких заявлений в отношении Запада, с тем чтобы дальше было проще пересмотреть сегодняшнюю политику конфронтации. Вот, как мне кажется, три фактора, которые могут объяснить, почему Кремлю понадобилось проводить выборы заблаговременно.

– И впервые с 2003 года они будут проводиться по смешанной системе.

– Да, это так, и если сравнить нынешнюю ситуацию с выборами 2011 года, то мы увидим, что по ряду параметров она существенно для Кремля ухудшилась. Это и экономический кризис, который все более серьезно воспринимается людьми, это и проблема доверия в элитах, ведь одна из главных причин низких показателей ЕР на предыдущих выборах была в том, что после скандальных замен сильных губернаторов и разрушения политических машин в Москве, Башкирии и т.д. трудно было рассчитывать на то, что региональные лидеры дадут высокие электоральные результаты. Это наконец и память о массовых протестах 2011–2012 годов.

Сегодня, когда губернаторов не просто со скандалом убирают, а арестовывают, да еще с командами, сложнее ожидать, что какие-то чиновники в регионах пойдут на нарушение закона и фальсификацию результатов по указаниям своих региональных глав: уровень доверия в элитах существенно упал. Поэтому то, что мы увидим на этих выборах, а именно «манипуляции – да, а фальсификации – нет», это не только и не столько эффект страха из-за протестов 2011 года, сколько эффект разрушения региональных политических машин и невозможности рапортовать о таких высоких результатах, как раньше. Есть, конечно, регионы, где такая тенденция будет по-прежнему присутствовать, но их сегодня существенно меньше, чем было в том же 2011 году.  

Соответственно эти три обстоятельства – кризис, утрата доверия в элитах и боязнь протестов – Кремлю в минус, а в плюс, пожалуй, только то, что системного независимого наблюдения на этих выборах не будет, и в этом смысле политика в отношении избирательного процесса и связанного с ним независимого сегмента гражданского общества, последовательно проводившаяся с 2012 года, привела к более легкому для Кремля положению, когда бояться массовых наблюдателей, а значит, и сигналов о серьезных нарушениях на выборах в целом, а не просто на отдельных участках сегодня практически не приходится.

– На прошлых выборах присутствовало еще и сильное воздействие рейтинга Владимира Путина на имидж «Единой России», несмотря на фактическое присутствие в ее лидерах Дмитрия Медведева. Сейчас это преимущество партией утрачено?

– Рейтинг партии власти, судя по последним социологическим опросам, сейчас идет на спад, причем все быстрее. В этом смысле чем раньше провести выборы, чем больше шансов на то, что на шлейфе путинской популярности, в основном послекрымской, удастся получить относительно хорошие результаты. В какой-то момент Кремль решил не менять старую, устаревшую морально и физически партийную систему, и мы видим, что она сохраняется в прежнем виде. Хотя риски сбоя растут, и связаны они в первую очередь с тем, что партийные вожди стары: стары Зюганов, Жириновский, Миронов, да и сама система в ЕР, которая в общем-то не менялась принципиально с 2011 года. Позиция «от добра добра не ищут» исходит из того, что если что-то начать менять, то это может привести к каким-то непредсказуемым и непланируемым негативным последствиям, а потому лучше дотянуть на том, что есть. Она близорука, но при коротком горизонте планирования вполне прагматична. Система, когда четыре лоялистские партии сидят в Думе и в большей или меньшей степени сотрудничают с Кремлем, дышала на ладан уже в 2011–2013 годах, потом неожиданно укрепилась при смене электоральной легитимности на вождистскую. Однако в следующем избирательном цикле реформа всей партийной системы с заменой партлидеров-ветеранов неизбежна. И Кремль, похоже, даже начал к ней готовиться – отсюда поправки к схеме формирования Совета Федерации, давшие возможность президенту назначать своих сенаторов. Когда эти поправки вводились, главной версией было, что готовятся почетные места для уходящих партийных вождей, но Кремль решил не рисковать и ничего не менять до выборов.

Едва ли можно говорить о каких-то особых сюрпризах, которые могут преподнести выборы, о больших неожиданностях. Судя по всему, «Единая Россия» спокойно получает доминирование в Госдуме, набирая 50% с лишним по спискам, а с учетом одномандатных округов доля ее мандатов повысится до уровня от 65 до 75% от общего их числа. В этом смысле интриги нет, как нет ее и в том, что три другие думские партии скорее всего тоже проходят. Небольшие сомнения могут быть в отношении «Справедливой России», но скорее все сохранится так, как было. Что касается «Яблока» – здесь есть некоторые варианты, связанные с тем, получит ли эта партия госфинансирование, перевалив, как на прошлых выборах, за 3-процентную планку, но говорить о прохождении ею 5% пока оснований нет.

На этих выборах состоятся и очередные смотрины новичков. Ведь если будет меняться партийная система и возникают предпосылки новых конфигураций, то у таких партий, как «Родина», «Патриоты России», Партия роста, имеется возможность продемонстрировать себя на этих выборах. Их участие – борьба не столько за победу, сколько за достойное участие. Она вознаградится, по-видимому, получением одного-двух мандатов, дающих формальное основание говорить о большей представленности партий в Думе.

Таким образом, система 1+3 с партией власти и тремя ее младшими партнерами в новой Думе, по-видимому, будет воспроизведена. При этом важно понимать, что, устраняя межпартийную конкуренцию, Кремль вынужденно усиливает внутрипартийную, что мы в принципе наблюдали на праймериз ЕР. В результате при сохранении в целом пропорций, близких к нынешним, новая Госдума будет существенно отличаться от действующей, не обязательно по лицам, хотя и здесь будет очень серьезное обновление. Депутаты, которые придут в сентябре, будут иметь гораздо более сложную лояльность – не только партийным вождям федерального уровня, но и региональным политическим элитам, губернаторам и бизнес-элитам тоже.

– И Кремлю придется учитывать этот фактор или же он попытается переломить это крайне неудобное для себя положение?

Вожди стары, и реформа всей партийной системы с заменой лидеров-ветеранов неизбежна.		Фрагмент иллюстрации из календаря Андрея Будаева
Вожди стары, и реформа всей партийной системы с заменой лидеров-ветеранов неизбежна. Фрагмент иллюстрации из календаря Андрея Будаева

– В этом смысле власти будет, конечно же, намного сложнее иметь дело со следующей Думой, нежели с нынешней. И мы в очередной раз видим, какой короткий горизонт планирования у власти. Сегодня «Единая Россия» в целом успешно решает задачу получения мандатов по партийным спискам, но для того чтобы получить мандаты в одномандатных округах, ей нужны привлекательные кандидаты, и она ради этого проводила достаточно серьезные и конкурентные праймериз. Но в результате завтра ЕР и Кремль получат сложную конфигурацию депутатского присутствия в Госдуме. Здесь и рост роли губернаторов и региональных элит в целом, и проблемы с представительством, ведь та система новых одномандатных округов, которая предложена, как раз демонстрирует, что Кремль готов идти на любое манипулирование в процессе выборов, но не на фальсификации.

– Как это объясняется?

– Сегодня избирательные округа сконструированы таким образом, чтобы нейтрализовать крупный городской электорат, по определению являющийся более самостоятельным и протестным. Провести удобных для себя кандидатов, обеспечив им поддержку сельского электората, для власти будет относительно легко. Завтра это приведет к тому, что достаточно мощная электоральная группа окажется не представленной или крайне мало представленной в Госдуме, и возникнет проблема ее представительства. Заметим, что у крупногородского электората и так есть проблемы с политическим представительством, связанные с почти полным исчезновением прямых выборов мэров крупных городов. Но у Кремля в данном случае философия такая, что сегодняшние проблемы решаются сегодня, а о завтрашних будут думать завтра. Тем самым на выборах проблемы не закончатся, а скорее, наоборот, усилятся, к тому же появятся новые.

Еще один важный сюжет – ловушка легитимности.

В 2012 году, несмотря на победу на президентских выборах, Путину не удалось укрепить легитимность, и протесты на Болотной это продемонстрировали. Тогда власть пошла на смену модели легитимности, перейдя от легитимности электоральной к военно-вождистской. Которую тем не менее надо постоянно чем-то подкреплять, а военные победы – и в силу ограниченности ресурсов, и в силу жесткой позиции Запада – закончились. Новую легитимность власти «кормить» нечем, а перейти обратно к электоральной очень сложно. Ведь если военный вождь участвует на равных в конкурентных выборах и получает 55–60%, то это демонстрация крайней слабости его как лидера нации. А выборы по центральноазиатской модели с 95-процентным участием избирателей и 100-процентным результатом за лидера власть сегодня провести не в состоянии. Отсюда и спешка с проведением выборов, и наличие ловушки.

– Вы думаете, там, наверху, об этих ловушках не подозревают? Или просто опять же «об этом мы подумаем завтра»?

– Завтра наиболее возможными становятся два варианта.

Первый. Путин не участвует в президентских выборах, а поддерживает какого-то своего кандидата, переходя на роль лидера нации. Его лидерство не может ставиться под сомнение фактом участия в конкурентных выборах и сохраняется непонятно на какой формальной основе.

Вторая альтернатива для Путина. Он каким-то образом пытается совместить легитимность вождя и легитимность избранного лидера, заявив, например, после выборов думских, что в противостоянии с Западом мы победили, продемонстрировали всему миру, что Россия вернулась на роль великой державы и вовне у нас все прекрасно, а теперь мы должны сосредоточиться на внутренних проблемах, на развитии экономики. И президент выдвигает программу, за которую просит проголосовать избирателей. Это превращение выборов конкурентных в плебисцит по поддержке лидера и его программы, что, в свою очередь, может сделать для власти возможным возвращение к электоральной легитимности.

Что будет дальше, после выборов? Это, наверное, самый важный вопрос, потому что с самими выборами все более или менее ясно, и вполне может быть, что праймериз ЕР были более интересными и конкурентными, чем окажутся выборы. А дальше есть развилки и вопросы: например, пойдет ли Медведев в Госдуму как лидер партии, получившей большинство мандатов? Такой вариант вполне вероятен, и он позволил бы сменить правительство до истечения срока президентских полномочий и перейти к варианту формирования правительства как команды, которая будет заниматься выводом страны из экономического кризиса. И есть какие-то признаки, которые позволяют надеяться на радикальный разворот от конфронтации с Западом к разрядке, среди них: заботы власти об имидже с заменой Чурова на Памфилову, некоторая стабилизация на востоке Украины, выдвижение Кудрина на роль ответственного за выработку экономической стратегии и другие. Все это показывает, что власть заботится о том, как выглядит скорее в глазах Запада, чем немногочисленных либеральных избирателей. Поэтому и вероятность объявления новой разрядки и досрочных президентских выборов выглядит совсем не ничтожной.

– Даже досрочных президентских?!

– Да. Мне кажется, что тянуть еще два года в ситуации, когда есть ловушка легитимности, о которой я говорил выше, и поддерживать нынешнюю легитимность Путина нечем, достаточно проблемно. Впрочем, велика роль и внешних факторов: президентских выборов в США, стабильности Евросоюза и пр. Заметно только, что в последние месяцы сменилась тональность и заявлений власти, и пропаганды – мы живем в каком-то режиме ожидания.

– Но для этого нужны какие-то убедительные обоснования. Что же ими станет? Новая война?

– Нет, я бы предложил в виде этой модели объявление о том, что все задачи по восстановлению величия страны вовне выполнены, а теперь переход к работе внутри нуждается в демонстрации поддержки граждан. И в эту схему укладывается целый ряд шагов – Кудрин, формирование стратегии и многое другое, что власть предпримет после выборов.

– А если, наоборот, в условиях кризиса, в расчете на усиливающееся недовольство граждан начнется все большее закручивание гаек, и создание такой структуры, как Росгвардия, тому может стать предпосылкой?

– Наращивать репрессивность режим не может долго, это в конечном счете может привести к саморазрушению власти. Сегодня у нее наилучшие возможности для того, чтобы убедительно зафиксировать победу и развернуть пропагандистскую машину на то, чтобы выйти из конфронтации с Западом. Сегодня главные заботы Кремля – не возможные массовые протесты граждан, они пока не просматриваются, а растущие напряжение и дисбалансы в элитах. И не обеспечивая рост в экономике, закручивая гайки и наращивая пропаганду в духе осажденной крепости, власть эти напряжения снять не может – наоборот, только их усиливает. Выборы же новой Думы, в которой будут представлены, пусть и не в полной мере, интересы региональной элиты, это очень важное условие восстановления дееспособности системы, возможности осуществлять движение, а не просто поддерживать относительную стабильность в состоянии покоя. Выборы, как можно надеяться, помогут восстановить функции координации действий отдельных частей системы и учета региональных интересов при принятии решений на федеральном уровне или по крайней мере учета негативных региональных последствий от тех или иных решений. Без этого система просто не сможет двигаться ни в какую сторону. И либерализация, и движение в сторону более репрессивной модели требуют устранения тех дисфункций, которые мы сегодня в системе имеем – в первую очередь в отношениях Центра и регионов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1832
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
880
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4424
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3439

Другие новости