0
3937
Газета Интернет-версия

28.03.2001 00:00:00

Почему русские принимают ислам?

Тэги: ислам, ваххабиты, журналисты, Бабушкин


В последнее время на страницах татарстанской печати стали регулярно появляться материалы о русских, принявших ислам, - явлении, которое начинает складываться в определенную тенденцию и поэтому привлекает пристальное внимание журналистов.

В январе страницы большинства местных газет обошла тема так называемых кукморских ваххабитов. Речь идет о суде над группой молодых мусульман из райцентра Кукмор, которые обвиняются в том, что год назад совершили диверсию - подрыв магистрального газопровода, проходящего по границе Татарии и Кировской области. Их вина была полностью доказана, и десять подсудимых получили от 12 до 14 лет лишения свободы. Еще один был признан невменяемым и направлен на принудительное лечение.

Любопытно, что в эту группу "ваххабитов" затесался и один этнический русский - 21-летний Олег Бабушкин. Как пишут газеты, он стал мусульманином незадолго до взрывов, оставшись после трагической гибели отца старшим в семье с пятью детьми и уповая в такой ситуации только на высшие силы.

Среди жителей Кукмора, по данным последней переписи 1989 г., насчитывается около 80% татар и 12% русских. Казалось бы, немудрено перейти в ислам там, где мусульмане составляют подавляющее большинство населения. Однако настолько ли религиозны кукморские татары? Не секрет, что в населенных пунктах, расположенных вдоль крупных железных дорог и автомагистралей, неблагоприятна криминальная обстановка, распространены алкоголизм и наркомания. Можно предположить, что все это, помноженное на романтику джихада, и создало предпосылки для появления "ваххабитской" преступной группировки.

Живя в тесном окружении татар, Олег Бабушкин, по существу, уже не являлся русским в привычном понимании этого слова. И потому в трудный момент он пошел в религию, в мечеть, то есть поступил так, как поступило бы большинство его земляков. Другое дело, что на его пути оказались проповедники сомнительных идеалов, в результате чего Олег и оказался на скамье подсудимых.

В феврале прошел суд еще над одной группой молодых людей, которые похитили по приказу Хаттаба Анатолия Геллера - сына начальника городского жилищного хозяйства Набережных Челнов Якова Геллера. Похитители увезли заложника в Чечню и требовали от отца 320 тыс. долл. выкупа, которые позже ими были получены. Анатолий благополучно вернулся домой, а преступники были пойманы и осуждены. Членом этой группы состоял некий 27-летний Максим Гапонов, врач по образованию и отец трех малолетних детей. Гапонов заинтересовался ваххабизмом в 1998 г. и прошел курс обучения в чеченском учебном центре "Кавказ", где совершал совместный намаз с наезжавшим туда по пятницам Шамилем Басаевым. Следователям Гапонов твердо заявил, что на земле он подчиняется лишь приказам Хаттаба, а на небе - Аллаху.

Татарская газета "Шахри Казан" ("Город Казань") в статье под названием "Самое счастливое время началось после того, как мы начали читать намаз" (19.01.01) рассказывает о двух пилигримах из Нижневартовска - 34-летней Ирине Селифановой и ее 15-летней дочери Кате. На фотографии можно увидеть двух молодых женщин, закутанных в хиджаб - мусульманский платок. В Казани они оказались в поиске настоящих мусульманских знаний и теперь обучаются на курсах при Бурнаевской мечети. На жилищные и иные бытовые трудности Ирина смотрит философски, воспринимает их в качестве джихада на пути к истинной вере. В ее родном Нижневартовске планируется построить две мечети и открыть медресе. Только недавно несколько девушек приняли ислам, и теперь надо заниматься их религиозным воспитанием. Поэтому она и приехала. С решимостью экс-бизнес-вумена Ирина отправилась на разведку в мусульманские города - Уфу, Набережные Челны, Казань. Первые два произвели на нее отрицательное впечатление, и лишь в Казани она почувствовала настоящий дух ислама: множество мечетей, звуки азана, настоящие знатоки веры.

Судьба Ирины - странная и одновременно типичная для тех, кто в последнее время приходит к исламу. Вращаясь в мире крупного бизнеса, она вела "светский" образ жизни: посещала рестораны, отдыхала на далеких экзотических курортах. В один прекрасный день Ирина остро ощутила, что Богу противен такой ее образ жизни. Женщина стала задумываться о вечном, начала читать христианскую литературу, посещать церковь. Но там ее ждало разочарование - она не нашла того, к чему стремилась ее душа. Однажды во время очередной поездки в Объединенные Арабские Эмираты она вдруг поняла, что ислам наиболее точно соответствует ее внутреннему духовному настрою. Вернувшись, Ирина надела хиджаб и окончательно вступила на путь ислама. Если тогда коллеги встретили ее в штыки, то сейчас подобное никого не удивляет. В их городе, по всем меркам русском, одетые по-мусульмански женщины - обыденное явление. Народ к ним привык и относится с уважением. В данном случае мы видим человека, принявшего ислам искренне, согласно велению души, а не ради каких-то корыстных или политических намерений.

О том же рассказывает и другой журналистский материал. Со страниц газеты "Татарстан яшьлэре" ("Татарстанская молодежь") от 16.12.2000 на нас смотрит мальчик в тюбетейке с лицом херувима. Корреспондент газеты встретила его в Санкт-Петербургской соборной мечети, выходящего с пятничного намаза. 12-летний Михаил недавно принял ислам и теперь требует, чтобы его называли не иначе как Мухаммед. В поисках своего духовного пути (как это ни странно звучит для такого маленького мальчика) он обращался и в церковь, и синагогу. Не найдя там ничего интересного для себя, он пришел в мечеть и сразу проникся исламом - в первый же день приобрел тюбетейку. Мальчик считает, что ему стало как-то легко на душе; появилась уверенность в жизни и в своих силах. С одноклассниками он не общается (так как они, по его словам, курят и пьют), свою дальнейшую жизнь связывает только с исламом, хочет и дальше изучать эту религию, совершить хадж в Мекку.

Иную картину мы видим в статье "Как Шурик и Юрик в Мекку ходили" (газета "Вечерняя Казань", 06.01.2001). Судя по заголовку, обстоятельный разговор о серьезной проблеме здесь не предполагается. Речь идет о приезжих московских клоунах Шурике и Юрике ("в миру" - Сучков и Корнилов). На вопросы журналиста отвечает Шурик, который рассказывает следующее. Во время гастролей в Саудовской Аравии в 1999 г. с ними случилась неприятность - их импресарио сбежал с заработанными деньгами и документами артистов. Далее события развивались таким образом: "...однажды в район стадиона забрели красивые люди в белых одеждах, предложили нам поступить на учебу в школу ислама. Делать было нечего, согласились... За месяц мы изучили арабскую письменность, язык арабский, выучили молитвы и научились читать намаз. Приняли ислам, прониклись этой религией...". Кроме того, артисты умудрились совершить "умру", т.е. малый хадж.

Для знакомого с арабским языком совершенно ясно, что за месяц неподготовленный человек сможет выучить разве что алфавит. Странно, что артисты так легко приняли еще недавно чуждую для них религию. В ответе на вопрос корреспондента о том, как их встретили в Москве, звучит бравада: "О, это был номер! В аэропорту нас встречала жена Юры. Так ведь не узнала! Представь, выходим мы к ней в тюбетейках, в одеждах белых, бородатые". А жена Шурика, так та вообще погнала благоверного в парикмахерскую - брить бороду. Трудно себе представить, что речь идет о взрослых, сознательных мужчинах.

Столь же несерьезное впечатление производит рассказ об истории любви между казанской художницей Майсарой и русским американцем Александром ("Мэдэни Джомга" - "Культурная Пятница", 23.02.01). Во время стажировки в США девушка познакомилась с компьютерщиком Александром. Дружба переросла в любовь, и юноша предложил руку и сердце своей избраннице. Майсара ответила взаимностью, но сказала, что замуж выйдет только за мусульманина. Прибыв в Казань, на родину невесты, жених легко пошел на обряд никяха - мусульманского бракосочетания, который для немусульман подразумевает обязательное принятие ислама. Маловероятно, что молодой человек отнесся к данному обряду с подобающей серьезностью. Видимо, для него это стало своего рода игрой, "приколом".

Это только несколько наиболее ярких сюжетов, которые привлекли внимание татарстанской прессы. На самом деле в одной только Казани проживает немало публично принявших ислам русских, которые не собираются скрывать этот факт своей биографии. Русские мусульмане в Татарстане вполне уважаемы и не испытывают никакой дискриминации. Среди них люди разных профессий: журналисты, преподаватели, научные работники, врачи и т.д. Так что в Казани уже появились мечети, проповеди в которых читают по-русски...

Казань


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1985
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
952
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4683
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3619

Другие новости