0
1157
Газета Печатная версия

17.09.2003 00:00:00

Двойственная политика Шаймиева

Тэги: кряшны, Татарстан, Шаймиев

В конце августа неожиданно вновь обострился "кряшенский вопрос". Межрегиональный союз национально-культурных объединений кряшен направил два открытых письма - президенту России и Предстоятелю Русской Православной Церкви (РПЦ). Лейтмотив этих писем - кряшен не признают в Татарстане самостоятельным народом и не дают им свободно исповедовать православие, призывая принимать ислам. Слово "кряшен" в переводе с татарского языка означает "крещеный татарин". Авторы энциклопедии "Народы и религии мира" определяют кряшен как этноконфессиональную группу (общность) в составе татар Волго-Уральского региона, которая в отличие от татарского населения исповедует православие.
Напомним, что незадолго до переписи 2002 г. кряшены приняли Декларацию о своем этническом самоопределении. В этом их поддержали московские ученые из Института этнологии и антропологии РАН и Патриарх Алексий II. В свою очередь, власти Татарстана по-прежнему стоят на жестких позициях и продолжают считать кряшен частью единого татарского этноса. Они связывают стремление кряшен к обособлению с политикой федерального Центра, хотя и не заявляют об этом открыто. "НГР" предлагает вниманию читателей противоположные точки зрения на проблему кряшен и их этнической принадлежности. В дискуссии участвуют государственный советник по политическим вопросам при президенте Республики Татарстан, директор Института истории АН Республики Татарстан Рафаиль Сибгатович Хакимов и доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории АН Республики Татарстан, руководитель Центра этнологического мониторинга Дамир Мавлявеевич Исхаков (Казань). От лица кряшен выступает вице-президент Межрегионального союза национально-культурных объединений кряшен, член правления республиканского центра кряшен Татарстана Людмила Даниловна Белоусова.

- Дамир Мавлявеевич, что, на ваш взгляд, является определяющим фактором самоидентификации кряшен - их православная вера или национальное самосознание?

- На мой взгляд, в основании кряшенской самоидентификации лежит именно религиозная составляющая. Но их вера, безусловно, связана с элементами собственной культурной традиции. Ведь в отличие от татар-мусульман у кряшен на определенном этапе произошла консервация традиционной татарской культуры.

По моей классификации, которая отражена в научном издании "Татары" (М., Изд-во "Наука", 2001 г.), кряшены - это субконфессиональная общность. По сути, это определение очень близко к статусу полусамостоятельного этноконфессионального образования. Однако полностью выделить кряшен из татарского населения мы не можем, поскольку они говорят на татарском языке. Бытующее мнение о самостоятельном кряшенском языке - это миф.

- Как вы относитесь к тому, что кряшены уже несколько лет подряд пытаются обособиться в отдельный от татар этнос?

- У этого вопроса есть один сложный аспект. В связи с проведением переписи 2002 г. само понятие "кряшен" сильно усложнилось. Кто-то записывался крещеным татарином, кто-то кряшеном. По моим наблюдениям, собственно кряшен (то есть той группы, которая претендует на статус самостоятельного этноса) не так много. В этой связи у меня складывается впечатление, что активизация кряшенских лидеров сегодня связана с тем, что по результатам переписи они не получат ожидаемого количества представителей своего "народа".

- Какая разница между "кряшеном" и "крещеным татарином"?

- Позиция "крещеный татарин" в списке народов РФ вообще не присутствует. Там есть только "кряшены", "крещенцы" и "крещеные". Чем они друг от друга отличаются, сказать трудно. Это надо спросить у директора Института этнологии и антропологии РАН Валерия Тишкова и его коллег, составлявших для Госкомстата список народов РФ. Я точно знаю, что многие кряшены запишутся "крещеными татарами", а это фактически означает, что они заявят себя как часть татарского этноса. А те, кто запишутся "кряшенами", - это, по мнению сотрудников Института этнологии и антропологии, самостоятельный этнос. В общем, ученым мужам еще придется поломать головы.

- Почему, на ваш взгляд, кряшены решили написать президенту России и главе Русской Православной Церкви?

- Мне кажется, что эти письма были инициированы с двух сторон: Московским Патриархатом и Институтом этнологии и антропологии РАН. У РПЦ здесь есть свои интересы, связанные, в частности, с проблемой предполагаемого возврата в Татарстан Казанской иконы Божией Матери, которая сейчас находится в Ватикане. Это очень острый политический вопрос, и поэтому Московскому Патриархату выгодно постоянно поднимать вопрос о положении православных в Татарстане, в том числе и о положении кряшен.

Кроме того, я уверен, что РПЦ сегодня заинтересована как можно больше распространить свое влияние на татарскую нацию. Кряшены используются в этом процессе, направленном на раскол в татарском обществе. Что касается Института этнологии, им сейчас необходимо срочно доказать, что в результате переписи были нарушены права кряшен и якобы поэтому кряшен оказалось гораздо меньше, чем предсказывали московские ученые.

- Среди своих проблем, которые кряшены перечисляют в упомянутых письмах, они указывают на то, что власти Татарстана не дают им участвовать в политической жизни республики. Это действительно так?

- В данном случае их претензии сводятся на нет одним простым замечанием: в российском законодательстве не предусмотрен механизм учета этнического фактора при выборах в органы законодательной или исполнительной власти. Впрочем, кряшены могут участвовать в выборах на общих основаниях, для этого нет никаких препятствий.

- Какова ваша оценка политики официальных властей Татарстана, в частности, президента Шаймиева в отношении кряшен?

- Эта политика двойственная, я ее не поддерживаю. Политическая элита Татарстана недостаточно хорошо понимает важность кряшенского вопроса и не проводит всех необходимых мер для решения назревших проблем. В результате недовольными остаются как мусульмане, так и кряшены.

На мой взгляд, власти должны оказывать кряшенам большую финансовую поддержку, в том числе и в развитии культуры. Двух-трех крещеных татар, представляющих кряшенские организации, можно было бы выбрать в парламент республики, назначить на руководящие посты в органах исполнительной власти. Для этого необязательно выделять их в особый этнос, хотя, на мой взгляд, речь может идти о национально-культурной автономии. В конечном итоге все упирается в нерешенный вопрос о представительстве интересов этнических групп и общин в органах власти.

В этой связи я неоднократно предлагал принять специальный республиканский закон "О кряшенском населении Татарстана", который помог бы урегулировать все кряшенские проблемы. Самим кряшенам я также предлагал обращаться прямо к парламентским механизмам, а не к президенту Шаймиеву. Они со мной не согласились и ограничились устными договоренностями с президентом Шаймиевым, среди которых, например, создание специальной структуры в Академии наук Татарстана, изучающей культуру кряшен. Время показало, что многое из того, о чем они договорились с президентом, так и не было выполнено. В большинстве случаев причиной этого стало отсутствие средств.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Ярсы» вышли на маршруты боевого патрулирования в Тейковском соединении РВСН

«Ярсы» вышли на маршруты боевого патрулирования в Тейковском соединении РВСН

0
789
Минобороны России получило от Службы внешней разведки карту Рихарда Зорге

Минобороны России получило от Службы внешней разведки карту Рихарда Зорге

0
807
Медведев призвал СМИ активнее доносить до граждан правдивую информацию

Медведев призвал СМИ активнее доносить до граждан правдивую информацию

  

0
516
Парады Победы 9 мая 2020 года пройдут в 29 российских городах - Шойгу

Парады Победы 9 мая 2020 года пройдут в 29 российских городах - Шойгу

0
475

Другие новости

Загрузка...
24smi.org