0
1134
Газета Печатная версия

19.01.2005

Огонь Шивы

Валерий Кашин

Об авторе: Валерий Петрович Кашин - кандидат исторических наук, научный сотрудник Института востоковедения РАН.

Тэги: индия, вдовы, сати


Хмурым осенним утром 1723 года от Китай-города к торговым причалам медленно спускался обоз из полутора дюжин перегруженных телег. На них индийские торговцы возвращали на свое судно голкондские ситцы, бенгальские шелка, малабарский перец, мускатный орех, имбирь, гвоздику и другие экзотические товары из далеких восточных стран. Но не яркие одежды и необычные головные уборы иноземцев привлекли внимание ранних прохожих, а босая женщина, отрешенно следовавшая за обозом. Ее черные как смоль волосы были распущены в знак скорби. Это была вдова гуджаратского купца, "торговавшего на Москве диковинными каменьями".

Причиной неурочного отбытия индийских купцов на родину стала "великая обида", учиненная им служилыми людьми Петра I. Желание вдовы индуса сжечь себя вместе с телом внезапно скончавшегося супруга встретило твердое сопротивление российских властей.

Ритуальное самосожжение вдовы индусы называют словом "сати". Так звали жену грозного и могущественного бога Шивы. Ее отец, владыка земных созданий Дакша, завидовал громкой славе зятя. Однажды он устроил большой праздник и пригласил на него богов и мудрецов из многих миров. Они приехали каждый в своей колеснице. В этом блестящем собрании отсутствовали только Шива и его супруга, не получившие приглашения. Но Шива поддался уговорам Сати и все-таки явился к тестю, который жестоко оскорбил его. Сати не смогла перенести такого унижения, бросилась в костер и погибла. Безутешный Шива извлек ее тело из жертвенного огня, а бог Вишну, расчленив его на 108 частей, нечаянно уронил их на землю. Места, куда они упали, стали центрами паломничества. В переводе с санскрита слово "сати" означает также "преданная или праведная жена".

Распространение сати связывают с вторжением в Индию мусульманских завоевателей и массовыми надругательствами над индусскими женщинами. Между тем самосожжения были известны еще древним ариям. В период Средневековья этот ритуал совершали вдовы правителей и военачальников. В гигантском погребальном костре махараджи Виджаянагара одновременно нашли смерть три тысячи жен и наложниц. С телом последнего раджи Танджавура сгорели две жены. Их обугленные кости были измельчены в порошок, смешаны с вареным рисом и съедены двенадцатью жрецами во имя милости небожителей. В дальнейшем самосожжения стали практиковать и более низкие касты.

Как правило, сати происходит на берегу реки или какого-нибудь водоема. Перед обрядом вдова омывает тело, распускает волосы и надевает лучшие наряды и украшения. Готовая умереть, она медленно направляется к месту кремации в сопровождении родственников и знакомых. Каждый, кто встретит на пути эту процессию, должен присоединиться к ней.

Тем временем носилки с телом умершего устанавливают на месте погребального костра и огораживают его столбами. Поверх них набрасывают покрывало, расшитое ритуальным узором. Дрова обильно поливают топленым коровьим маслом "гхи".

У костра вдова снимает с себя все украшения и раздает их близким и друзьям. Те угощают женщину засахаренными фруктами и напутствуют пожеланиями усопшим родственникам. Поддерживая под руки, женщину трижды обводят вокруг умершего. К вдове спешно подходит брахман. Он быстро читает молитвы, окропляет ее водой из Ганга, а голову посыпают листьями священного растения тулси. Вдове помогают подняться на костер. Она садится с левой стороны от тела мужа и кладет голову покойника себе на колени.

Кто-нибудь из близких родственников поджигает поленья пучком джутовой соломы. В этот момент оцепенение покидает несчастную. Ее пронзительные вопли не могут заглушить ни частые удары барабана, ни одобрительные возгласы наблюдателей. Женщина совершает отчаянные попытки вырваться из костра. Но ей мешают железные цепи, прикованные к тяжелым плахам. В прошлом, если женщина все-таки выбрасывалась из огня, брахман ударял ее по голове дубиной и обмякшее тело заталкивали длинными бамбуковыми шестами обратно в костер. Чтобы притупить боль и мучительные страдания, вдова натирает тело сандаловой пастой и пьет особый наркотический напиток, приготовленный из сушеных пестиков шафрана. Во время кремации в огонь бросают навоз коровы и кокосовые орехи. Возбужденная толпа славит сати и ее семью.

Когда угли остынут, пепел и останки умерших собирают в медную или бронзовую урну и высыпают в реку. Каждый индус мечтает, чтобы после смерти его тело было кремировано на берегу Ганга и душа попала в небесные миры.

Впоследствии о совершивших сати брахманы слагают гимны. В их честь поблизости от индусских храмов или на месте самосожжения устанавливают особые камни с изображением солнца, луны и правой руки с раскрытой ладонью. Рука согнута в локте, и на запястье обозначены браслеты, символизирующие супружескую верность. К этим местам часто приходят невесты, прося счастья в будущей семейной жизни и рождения сына.

Индусы верят, что смертью мужа боги наказывают женщину за ее грехи в нынешнем или одном из прежних рождений. Чтобы полностью искупить свою вину, она должна совершить ритуальное самосожжение.

Учитывая остроту проблемы, в декабре 1987 года индийский парламент принял закон, запрещающий сати. Согласно закону, женщина, пытавшаяся совершить акт самосожжения, несет наказание: тюремное заключение сроком до одного года или штраф, либо то и другое вместе. Тех, кто подстрекал вдову к совершению сати или чинил ей препятствия во время попытки покинуть погребальный костер, привлекают к уголовной ответственности. Им грозит длительное тюремное заключение, крупный штраф и... уважение окружающих, включая начальника тюрьмы и товарищей по заключению. А потому - горят ритуальные костры, восходят на них вдовы, впрочем, подписав заявление в присутствии полицейских чинов, что совершают самосожжение добровольно.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Всеобъемлющее партнерство и стратегическое взаимодействие в современную эпоху

Всеобъемлющее партнерство и стратегическое взаимодействие в современную эпоху

Виктор Литовкин

Российско-китайское военное сотрудничество выходит на новый исторический уровень

0
1005
Официальная позиция

Официальная позиция

0
247
Индийский слон и китайский дракон решили жить мирно

Индийский слон и китайский дракон решили жить мирно

Владимир Скосырев

Пекин и Дели договорились не обострять пограничный спор

0
981
«Золотая эра» космоса Индии

«Золотая эра» космоса Индии

Ирина Дронина

Разработку небольших и дешевых спутников ведут десятки частных компаний

0
3653

Другие новости

Загрузка...
24smi.org